Роль вступления и заключения публичного выступления. Вспомогательный материал.
Обращение и вступление
Самый первый речевой жанр, с которого начинается речь, это обращение или зачин. Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сразу установить контакт со слушателями. Поэтому многое зависит от самой первой фразы, от обращения оратора к слушателям. Основная задача обращения – установить границу между тем, что говорилось до нас, и тем, что будет говориться нам. Обращение может рассматриваться как предложение темы, выделение её из всего множества тем. Основная функция обращения состоит в установлении контакта с аудиторией, привлечение внимания к персоне оратора. Обращение нередко отсылает к ситуации, в которой произносится речь, например: «Уважаемые коллеги, мы собрались здесь по такому важному поводу, как реструктуризацией нашей организации». В обращении мы заявляем о себе как об авторе речи. Автора иногда представляет ведущий, иногда он представляет себя сам.
Если в зачине (при обращении) оратор говорит скорее о себе, чем о предмете речи, то во вступлении он вводит аудиторию в курс дела, анонсирует выбранную тему. Вступление необходимо для подготовки слушателей к восприятию темы. Ему отводится (вместе с обращением) 5-10 процентов времени всего выступления. Основные задачи вступления:
1)привлечь внимание слушателей;
2)завоевать интерес аудитории;
3)обозначить тему и основную идею выступления;
4)вызвать доверие слушателей к говорящему.
Обычно выделяют вступление естественное, искусственное и внезапное.
Естественное вступление
В естественном вступлении уместно простое наименование темы, например: «Темой нашей сегодняшней лекции является искажение данных при проведении социологических опросов». Тема в естественном вступлении может быть представлена в ряде своих аспектов, например: «представляя вашему вниманию свой новый проект, я собираюсь остановиться на трёх основных моментах:…». Иногда деление темы выделяют в качестве особой самостоятельной части речи. Помимо этого, в естественном вступлении оратор обычно останавливается на значимости избранного предмета, либо на его важности для ситуации или аудитории, либо объясняет, почему он вправе говорить на эту тему.
Искусственное вступление
Сущность искусственного вступления состоит в том, что оратор начинает свою речь издалека, приближается к основной её мысли постепенно. Считается, что этот тип вступления уместен, когда есть основания думать, что аудитория не примет тезиса речи сразу же и безоговорочно. Один из наиболее распространённых вариантов такого вступления предполагает вынесение в начало какого-то примера, интересного факта, впечатляющей цифры, цитаты, частного случая, ситуации, от которой затем можно перейти к более общим суждениям. Такое вступление можно использовать и в том случае, когда никакого несогласия между оратором и аудиторией не предвидится, в этом случае оно просто станет дополнительным средством выразительности.
Внезапное вступление
В этом случае оратор начинает речь не с общих рассуждений и не издалека, а непосредственно с основной проблемы, которая сильно его волнует. Это может быть парадоксальный вопрос или утверждение, сразу привлекающие внимание публики. Это может быть шутка, остроумное замечание и даже комплимент собравшимся. Такое вступление, как правило, вызывает сильный эмоциональный эффект.
Во всяком случае, во вступлении следует избегать банальностей и стереотипов, ни в коем случае нельзя начинать своё выступление с извинений. Подбирать приёмы для эффективного вступления следует, придерживаясь нескольких правил:
- слушателей в первую очередь заинтересует то, что непосредственно связано с их интересами;
- слушатели должны с самого начала почувствовать, что оратор разбирается в теме, имеет свою точку зрения и потому имеет полное право представлять данную тему.
- вступление по возможности не должно быть ни слишком тривиальным, ни слишком необычным;
- во введении лучше не излагать самых важных мыслей, которые будут высказаны в дальнейшем, поскольку тогда прослушивание всей речи окажется ненужным и неинтересным.
Заключение
Заключениепридает завершенность повествованию, обобщает сказанное, содержит выводы. Заключение занимает примерно 5-7 процентов времени всей речи. Основные функции заключения – дать почувствовать слушателям, что выступление подходит к концу; подвести итог и резюмировать основную идею. В информационных речах обычно делается резюме: подводятся итоги и дается краткое повторение основных пунктов. Резюме уместно там, где содержание речи можно уместить в краткие выводы и где нет опасения сбить эмоциональный подъём, вызванный каким-либо воззванием оратора. Поэтому в убеждающих речах уместна другая концовка. В речах, посвящённых серьёзным проблемным темам, может быть открытая концовка, некоторая намеренная незавершённость, предполагающая, что аудитория будет и дальше размышлять над поставленными оратором серьёзными вопросами. В речах, побуждающих к действию, заключение содержит постановку конкретных задач. Особенно важна тщательно продуманная концовка в агитационных речах. Как известно, последнее впечатление – самое сильное, поэтому в конце убеждающих речей обычно звучит основная мысль выступления. Задача оратора сформулировать главную идею своего выступления в яркой и выразительной форме. Готовить заключение, также как и вступление, необходимо заранее и подходить к этому процессу творчески. Рекомендуется готовить несколько вариантов заключения, так как реакцию аудитории в точности предсказать невозможно. Можно закончить речь яркой цитатой. Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом.
Заключение должно быть непосредственно связано с главной идеейвыступления. Основные ошибки в заключительной части:
1. заключение отсутствует вообще, вместо него произносится: «Ну, у меня все»;
2. извинения за то, что задержал, плохо подготовился и т. п.;
3. оратор никак не может остановиться, время от времени повторяя: «Заканчивая свое выступление…».
Вспомогательный материал
Вспомогательные материалы позволяют сделать изложение более понятным, наглядным, убедительным, запоминающимся. К ним относятся документы, цифры, примеры, наглядные материалы, цитаты, статистика, свидетельства экспертов и т.д. Главное правило - включать в изложение только то, что раскрывает или подтверждает основную мысль.
Примеры могут использоваться для иллюстрации сказанного, пояснения материала, в качестве аргумента. Высказывания авторитетных людей (цитаты) подтверждают мысль, делают изложение более ярким и впечатляющим. Диаграммы, рисунки, иллюстрации, фотографии, плакаты, различные предметы также используются для подтверждения или пояснения основных положений выступления. Важно выбрать нужный размер наглядного пособия и предъявлять его лишь тогда, когда он нужен. Важно соблюдать композиционную соразмерность материала: сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, рациональное и эмоциональное в выступлении. Любой вспомогательный материал позволяет аудитории несколько расслабиться путём переключения внимания, поскольку показываемые оратором фотографии или приводящиеся цитаты являются, как правило, иллюстрацией к только что прозвучавшей информации, и не содержат качественно новой информации. В том случае, когда вспомогательный материал является наглядным, он позволяет также несколько расслабиться и самому оратору, поскольку внимание аудитории переключается с его персоны на демонстрируемые им материалы. Однако для того чтобы оратор в этом случае действительно смог расслабиться следует тщательно готовить наглядные материалы, придерживаясь при этом следующих правил.
1. Наглядные материалы (графики, таблицы, диаграммы, чертежи) должны быть тщательно подготовлены, выполнены на высоком уровне и быть достаточно крупными, чтобы все смогли их увидеть. Лучше избегать рисовать их мелом на доске в процессе выступления.
2. Наглядные материал должен появляться в тот момент, когда оратор готов прокомментировать его, если он появляется перед глазами аудитории раньше, то может отвлечь её внимание, а иногда даже привести в замешательство.
3. Комментируя наглядные материалы, оратор не должен стоять спиной к аудитории, он должен продолжать сохранять контакт со своей аудиторией.
4. Наглядные материалы лучше не давать слушателям в руки, с тем чтобы они передавали их друг другу. В этом случае оратор попадает в затруднительной положение, потому что внимание аудитории рассеивается, многие ещё не увидели то, что предлагал им оратор, и не знают, что им делать – ждать наглядного материала или слушать дальнейшую речь оратора.
Подготовку выступления завершает усвоение материала. Напомнить о последовательности изложения может развернутый план-конспект выступления. Готовится необходимый вспомогательный материал. Можно написать тезисный план, состоящий из утверждений по каждому вопросу, которые записываются на карточках. На карточки можно также записать ключевые слова и фразы, напоминания об использовании вспомогательного материала. Тезисным планом или карточками можно пользоваться во время выступления в форме импровизации.