Подготовка и планирование публичного выступления

Анализ аудитории

Для того, чтобы выступление было успешным, ещё до выбора темы выступления, оратору необходимо учитывать повод, по которому соберётся данная аудитория. Это едва ли не самая важная характеристика, от неё зависит, насколько значимыми являются все остальные качества аудитории. Наличие конкретного повода, как правило, снимает неопределённость для оратора, поскольку это предопределяет общий интерес собравшихся людей. Труднее выступать перед случайными аудиториями, которые не имеют никаких общих интересов, кроме, возможно, сиюминутных. В социологии такие образования называют толпами. По мнению большинства исследователей в толпе люди нередко утрачивают индивидуальное начало, превращаются в единое целое.

Ещё один важный фактор – это однородность аудитории (по возрасту, социальному происхождению, образованию). В неоднородной аудитории оратору приходится сложнее, он должен ориентироваться в большей степени на нейтральные темы, интересные большинству людей. Хорошим поворотом в такой аудитории фигура речи: «все мы разные, но все мы, пожалуй, согласимся с тем, что…) Поиск компромисса, призывы к терпимости вполне подходят для такой ситуации. Достоинством неоднородной аудитории является то, что в ней можно обсуждать более широкий круг тем, опираясь на реакции людей, поскольку в таких аудиториях реакции более разнообразны.

Кроме указанных факторов следует учитывать социально-культурные и интеллектуальные характеристики аудитории. Социокультурные характеристики определяют учёт культурно-обусловленных традиций, обычаев и стереотипов. От интеллектуальных характеристик зависит выбор аргументации. Чем выше образование аудитории, тем в большей степени оратор может опираться на логические рассуждения, в аудитории с невысоким уровнем образования более уместна опора на образные средства и наглядность.

Отдельно следует сказать о такой характеристике аудитории, как количественная. В аудитории, состоящей из большого числа людей, оратору лучше опираться на стереотипные мнения, поскольку стереотипы отражают усреднённые, типичные качества людей. Чем меньше людей, тем меньше вероятность того, что стереотип «сработает», поэтому в малых аудиториях, по возможности, следует ориентироваться на индивидуальность. Анализировать аудиторию можно с помощью анкетирования или интервьюирования.

Предмет и тема речи

Прежде всего, необходимо определить предмет своего выступления – тот фрагмент действительности, о котором пойдёт речь. Например, оратора интересует проблема человеческого мозга, его возможностей, способностей, его развития, методах и приборах для его исследования, и он решил рассказать об этом своей аудитории или убедить её в чём-либо. Однако такой предмет речи включает в себя множество тем. Тема речи – это определённый аспект, в котором будет освещаться предмет речи. Выбор темы зависит от множества факторов.

Во-первых, выбор темы зависит от допустимого объёма речи – совершенно очевидно, что в полуторачасовой лекции на данную тему будет больше возможностей для детализации, чем в десятиминутном выступлении. Поэтому чем меньше времени для выступления, тем более узким должен быть аспект.

Во-вторых, этот выбор зависит от осведомлённости аудитории. Тема выступления, посвящённого проблемам человеческого мозга, перед студентами медицинского института будет сильно отличаться от темы на тот же предмет перед студентами технического вуза. В первом случае она будет сформулирована более научно, с учётом специфических знаний аудитории, во втором случае она будет, скорее, сформулирована как научно-популярная (хотя выступление для студентов технического вуза, посвящённое разработке приборов для исследования мозга, может быть на достаточно высоком научном уровне). Как правило, чем более осведомлённой является аудитория, тем более уместен выбор частной темы.

В-третьих, выбор темы зависит от интересов аудитории, для чего проводится предварительный анализ аудитории, в ходе которого выясняется и то, что хочет услышать данная аудитория, и отчасти уровень её осведомлённости. Темы должны удовлетворять осознаваемые потребности слушателей, затрагивать их жизненно важные интересы – профессиональные, практические, возрастные, познавательные и т.д.

В-четвёртых, тема должна быть интересной для самого оратора, в противном случае он не сумеет сделать её интересной для слушателей.

При выборе темы можно исходить из того материала, который является хорошо знакомым оратору – в этом случае оратор будет чувствовать себя уверенно, «в теме», но в этом случае существует опасность переоценить знания своей аудитории на эту тему. Можно, наоборот, исходить из того, что оратору интересно и в чём он, не будучи ещё достаточно осведомлённым, хотел бы разобраться сам – в этом случае оратор, возможно, не будет достаточно уверенно себя чувствовать, но это компенсируется его воодушевлением от вновь обретённого знания. Естественно, что в этом случае необходимо, что называется «заболеть» новой темой.

Тема должна быть актуальной и значительной. Актуальность темы определяется насущной потребностью её обсуждения именно сегодня и именно в данной аудитории, нерешённостью ряда связанных с ней вопросов. Значительность темы определяется уровнем её важности и серьёзности. Так, например вопрос о том, как избавиться от перхоти, для многих является актуальным, но недостаточно значительным для публичного выступления. Желательно также избегать слишком интимных тем, следует помнить о том, что есть темы, которые публично не принято обсуждать, поскольку это может вызвать чувство неловкости у кого-либо из присутствующих (ориентироваться в этом случае на СМИ не стоит).

Цель и основная идея выступления

В зависимости от основной цели выступления различают следующие типы речей:

1. Информационные (повествовательные, описательные, объяснительные);

2. Агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию);

3. Развлекательные.

Помимо основной цели, необходимо сформулировать частную цель, которая представляет собой конкретную формулировку, тесно связанную с основной идеей выступления. Так, например, частной целью темы «раскрытие резервных возможностей человеческого мозга» в информационной речи может быть цель «рассказать аудитории о возможных путях раскрытия резервных возможностей мозга». В убеждающей речи на схожую тему частная цель может звучать так: «убедить аудиторию в необходимости искать свои пути раскрытия резервных способностей мозга».

Определив общую и специальную цель выступления, можно сформулировать его основную идею. Основная идея еще больше конкретизирует специальную цель и обычно принимает окончательный вид после проведения исследования и определения структуры выступления. Если речь информационная, то основная идея аккумулирует суть выступления двумя-тремя короткими фразами, дающими общее представление о том, что будет говорить оратор. Например, основной идеей темы «раскрытие резервных возможностей человеческого мозга» может быть следующая: «Существуют три основных пути раскрытия резервных возможностей мозга: тренировка памяти, анализ сновидений, решение сложных мыслительных задач». Если речь убеждающая, то её основной идеей будет тот тезис, который оратор будет доказывать с помощью специально подобранных аргументов. Основной идеей убеждающей речи на тему «раскрытие резервных возможностей человеческого мозга как путь развития личности» может быть такая: «Работа по раскрытию резервных возможностей мозга делает для человека доступными многие интересные и важные виды деятельности, наполняет его жизнь смыслом независимо от его материального положения и возраста, даёт возможность полной самореализации».

Нет никакой необходимости непосредственно формулировать или тем более акцентировать, выделять главную идею в самой речи: иногда можно положиться на способность слушателей сделать выводы самостоятельно. В этом, кстати, будет проявление уважения к ним. Однако для самого оратора основная идея обязательно должна быть сформулирована, она помогает построить хорошо выстроенную, логически организованную речь, не позволит далеко уклониться от темы, поможет навести порядок в собственных мыслях. По сути дела хорошая речь – это планомерное, последовательное развёртывание тезиса. Оратор, хорошо знающий основную идею своего выступления сможет преодолеть неожиданные осложнения, быстро сориентироваться во время дискуссии, что особенно актуально для убеждающей речи. Кроме того, в иных случаях знание основной идеи может дать возможность для импровизации, поскольку ясна основная мысль, частности восстановить гораздо легче.

Сбор информации.

Полноценное публичное выступление невозможно подготовить без опоры на соответствующую литературу. На практике тема выступления не всегда совпадает со знаниями и сферой деятельности докладчика. Напротив, очень распространены ситуации, в которых выступающему приходится проявлять компетентность и в тех областях, которыми он непосредственно не занимается. Типичные примеры таких ситуаций – выступления перед участниками конференций, встречи с профсоюзами и иностранными гостями, торжественные выступления в честь специальных мероприятий, выступления в ходе региональных поездок и так далее. Дабы не попасть случайно в замешательство, в таких случаях крайне важно собрать как можно более полную специальную информацию об интересующей вас сфере. Помимо этого, нужно быть готовым и к тому, что во время одного из выступлений могут попросить прокомментировать любой актуальный вопрос, даже если он не имеет прямого отношения к цели выступления.

Очевидно, что в любом случае основой успешной работы является хорошее информационное обеспечение. Возможные источники информационной поддержки различаются по своей специфике и степени объективности предоставляемой информации. В целом наиболее перспективным может оказаться обращение сразу к нескольким способам сбора данных. Это могут быть архивы, библиотеки, газеты, журналы, интервью со специалистами, Интернет, научные работы и диссертации, сводки информационных агентств, словари, специализированные базы данных, справочники: биографические, статистические, литературные и т.д., телевидение и радиовещание, экспертные данные институтов, ведомств и других специализированных организаций, энциклопедии и т. д.

Выбор источника информации во многом зависит от характера темы и от цели выступления. Для убеждающей речи, ставящей своей целью сформировать мнение аудитории о чём-либо, в качестве источника информации уместно будет использование СМИ, хорошо отражающие общественное мнение. Для информационной речи на какую-либо научную тему, уместным будет использование авторитетных научных источников (а не сенсационных «жёлтых» передач в СМИ)

Конечно, при подготовке речей совершенно не обязательно пользоваться каждым из приведенных источников. Но взять их на вооружение просто необходимо. Собирая информацию, необходимо придерживаться следующих советов.

1. Собирать больше информации, чем нужно для конкретного выступления

Чтобы достичь совершенства или приблизиться к нему, не стоит довольствоваться первой найденной информацией. Желательно изучить проблему всесторонне и продолжать сбор данных до тех пор, пока не будут получены исчерпывающие ответы на те вопросы, которые могли бы возникнуть у самого оратора.

Из полученных сведений в конечную редакцию речи может войти лишь малая часть. Зато можно быть уверенным, что включено самое важное.

2. Делать при чтении записи.

Этот универсальный, по сути, совет стоит использовать и при сборе информации, помечая интересные идеи, факты, цифры, имена, афоризмы и другие находки, а также те соображения, которые пришли в голову по мере прочтения материалов; необходимо при этом точно отметить источник, и указать, где могут быть использованы выбранные материалы. Во-первых, заметки облегчают запоминание, а мысли, пришедшие в голову во время таких записей, могут успешно использоваться в речи наряду с теми, которые были положены в ее основу. Во-вторых, когда бы вы ни обратились к записям, просматривая их, вы не будете находиться в недоумении относительно того, откуда почерпнуты те или иные факты, и с легкостью найдете исходные материалы, если захотите их перечитать. Многие знатоки ораторского искусства относятся к процессу составления записей очень серьезно и для систематизации данных рекомендуют делать заметки на специальных карточках, придерживаясь при этом стандартных правил размещения и оформления информации. Другие полагают, что можно ограничиться записями в блокнотах.

Рекомендуются следующие этапы работы с литературой: чтение-просмотр, чтение-ознакомление, чтение-отбор чтение-изучение. Чтение-просмотр поможет быстро сориентироваться в большом количестве источников. Все работы по интересующей оратора теме прочитать невозможно, поэтому неизбежно придётся что-то из просматриваемых текстов брать, что-то отбрасывать. Иногда можно полагаться просто на то, что «зацепит глаз», часто оказывается, что глаз цепляет самое важное и нужное – возможно в данном случае работают какие-то бессознательные механизмы. Чтение-ознакомление – это уже более глубокое погружение в текст источника, при этом читающий получает представление об отдельных аспектах интересующей его проблемы и имеет возможность отобрать из них самые необходимые (отметим, что при этом могут меняться отдельные аспекты основной идеи выступления). После этого начинается внимательное изучение того, что осталось в результате «отсева». Основные источники по теме выступления следует законспектировать, обращая внимание на документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации. Желательно избегать длинных цитат и обилия цифровых данных, которые плохо удерживаются в памяти.

Однако работа с источниками не означает, что выступление будет строиться только на чужих текстах, оратор должен не просто передать содержание прочитанного, но обобщить его, сформулировать своё отношение к нему, высказать и свою точку зрения. Выступление должно стать текстом самого оратора, а не оставаться чужим, для этого необходимо включить полученную информацию в структуру своих знаний и структуру своих ценностей.