Публичная речь как творческий процесс

Творчество в речевом общении

Прежде чем начать речь о творчестве в речевой коммуникации, следует сказать о том, что мы будем понимать под творчеством. В самом общем виде субъектному творчеству (есть ещё творчество природы) можно дать следующее определение:

Творчество – это создание нового и ценного из уже имеющихся элементов, осуществляющееся в ситуации выбора и сопровождающееся эмоциональным подъёмом.

Полноценный акт творчества всегда содержит в себе три компонента: рациональный, эмоциональный и интуитивный. Постановка задачи связана с рациональным, аналитическим компонентом, перебор гипотез и иногда неожиданная находка связана с бессознательным, интуитивным компонентом, состояние вдохновения, дающее силы для творчества связано с эмоциональным компонентом.

Среди философов и психологов уже утвердилось мнение, что творчество не может быть сведено лишь к материально опредмеченному продукту. Творческой может быть просто человеческая жизнь в том случае, если человек по-настоящему свободен в выборе своих жизненных решений и руководствуется в большей степени этическими и эстетическими критериями, чем прагматическими. Творческим может быть и общение между людьми в том случае, если оно ведёт к образованию между ними новых связей и отношений.

Для того чтобы стала ясной творческая сущность коммуникации, в частности речевой, следует развести понятия «общение» и «коммуникация». М. С. Каган в работе «Мир общения. Проблема междусубъектных отношений» выделяет два основных момента принципиального различия между коммуникацией и общением.

Первое отличие в том, что общение имеет «и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация (если не иметь в виду другие значения этого термина…) является чисто информационным процессом – передачей тех или иных сообщений» ( c. 143). Отметим, что именно это обеспечивает ценность общения по сравнению с коммуникацией. Вторым отличием
М. С. Каган считает характер связи вступающих во взаимодействие систем. Если для коммуникации свойственны субъект-объектные отношения, то для общения – субъект-субъектные. В случае общения отправитель информации исходит из того, что «данная информация адресуется такой системе, которая индивидуально своеобразна, активна в соответствии со своей уникальной природой и соответственно должна переработать получаемую информацию, становясь партнёром её отправителя в их общем деле – совместной выработке результирующей информации». Принципиально важно то, что если при однонаправленном движении информация уменьшается (при восприятии её неизбежны потери), то двусторонне движение информацию увеличивает, она обогащается, расширяется в процессе циркуляции. «Активное понимание… приобщая понимаемое новому кругозору понимающего, устанавливает ряд сложных взаимоотношений, созвучий и разнозвучий с понимаемым, обогащает его новыми моментами» (с.143- 144, 146, 150). Таким образом, можно сказать, что с позиций информационного подхода общение обладает и новизной, и ценностью по своей природе. Эта особенность обеспечивает творческий потенциал общения, которым не обладает коммуникация. Справедливости ради отметим, что и в английском языке термин “communication” не является единственным для обозначения данного круга понятий. Используются также термины “links” (связи) и “relations” (отношения). Кроме того, появился своеобразный неологизм “interplay”, обозначающий процесс межличностного общения и лучше других, с нашей точки зрения, отражающий его творческую сущность. Мы же будем для удобства употреблять оба данных слова, имея в виду при этом, что понятие «коммуникация» шире понятия «общения» - любое общение является коммуникацией, но любая коммуникация – общением.

Творческий потенциал речевого общения становится очевидным и при семиотическом подходе. Ю. М. Лотман в работе «Культура и взрыв» отмечает, что в нормальном человеческом общении заложено предположение об исходной неидентичности субъектов коммуникации. Вследствие такой неидентичности коммуникативное пространство субъектов общения не может совпадать, а находится в той или иной степени пересечения. С точки зрения Ю. М. Лотмана, полное отсутствие области пересечения сделает общение невозможным, а полное наложение этих пространств сделает общение бессодержательным. Кроме того, Ю. М. Лотман считает, что в акте общения присутствуют две противоборствующие тенденции: «стремление к облегчению понимания, которое будет постоянно пытаться расширить область пересечения, и стремление к увеличению ценности сообщения, что связано с тенденцией максимально увеличить различие между А и Б (коммуникантами)» c. 16). Таким образом, образуется поле высокого напряжения между коммуникантами, которое, как нам представляется, потенциально содержит в себе множество точек, каждая из которых может стать поворотным пунктом, «точкой бифуркации» в процессе общения и соответственно обеспечить новый результат. Говоря иными словами, это поле высокого напряжения содержит огромный творческий потенциал, от осознания и использования которого коммуникантами зависит успешность всего акта общения. Ю. М. Лотман считает также, что ценность общения связана не с пересекающимися областями коммуникативного пространства, а с передачей информации между непересекающимися областями. Вероятно, и наибольшим творческим потенциалом обладают именно эти области непересечения, поскольку они являются наибольшим источником напряжения и неожиданных ситуаций.

Реализация творческого потенциала публичного выступления

Творческий потенциал речевого общения может реализовываться не только в его межличностном варианте. Публичная речь на всех этапах её подготовки и осуществления также способна стать творческим продуктом.

Приобретение практических навыков при подготовке и осуществлении публичного выступления является условием необходимым, но недостаточным для того, чтобы речь превратилась в своего рода произведение искусства. Для того чтобы это произошло, необходим творческий подход. Как и любая деятельность, подготовка и осуществление публичного выступления на всех своих этапах может и должна стать творческим процессом, обеспечивающим, с одной стороны, создание эстетически ценного продукта (озвученного текста), с другой стороны, - интеллектуальное и эстетическое развитие студента.

Важнейшими характеристиками творчества, как уже отмечалось, является новизна и ценность. Все основные этапы подготовки публичного выступления обладают новизной и ценностью и все оказывают позитивное воздействие на развитие речи.

Любая целенаправленная деятельность начинается с постановки задачи. В нашем случае это выбор темы. В условиях творческого подхода задача не может быть раз и навсегда данной и окончательной. Задача, как отмечают философы и психологи, это процесс и процесс динамический. Она может быть подвергнута переосмыслению и корректировке на всех последующих этапах деятельности. Таким образом, тема публичного выступления может уточняться на всех этапах подготовки речи.

Следующий этап – составление плана выступления. Этот процесс также обладает существенным творческим потенциалом. Главная идея, заложенная в теме выступления, структурируется, обогащается дополнительными положениями, переосмысляется. Безусловной эстетической ценностью плана является его логическая стройность. Процесс выстраивания необходимых тезисов в логической последовательности, распределение их по степени важности и убедительности активизирует мозговую деятельность, развивает дифференцирующую функцию мозга.

На следующем этапе – этапе непосредственного создания текста, студент также сталкивается с проблемой выбора. Одну и ту же мысль можно передать различными речевыми средствами. Одним из важных условий эстетической ценности публичной речи является строгая количественная соотнесённость словесного материала с основными тезисами. Другим важным фактором эстетической ценности публичной речи является принадлежность языкового материала к определённому пласту литературного языка, что, впрочем, не исключает внесение в текст некоторых внесистемных элементов.

На этапе озвучивания текста также необходим творческий подход. Конечный результат, т.е. само публичное выступление всегда оказывается новым по отношению к написанному тексту и представляет собой не однонаправленный процесс, протекающий по жестко заданной схеме, а творческое взаимодействие с аудиторией, обусловливающее его эстетическую ценность и новизну.

Рассмотрим далее в качестве примера творчества в речевой коммуникации лекционное выступление преподавателя перед студентами. Посмотрим на это выступление с точки зрения различных возможностей раскрытия его творческого потенциала. Во-первых «семена нового» всегда содержит сама информация, то «послание», которое лектор адресует студентам (разумеется, если это информация лекционного уровня, такая информация по определению должна содержать возможности для различной её интерпретации). Один и тот же информационный блок может наполняться разными добавочными смыслами, в зависимости от того, как скомпонованы его элементы, даже в зависимости от выбранного словесного оформления. Отсюда и интерпретация одного и того же по-разному подаваемого материала может несколько различаться.

Во-вторых, сам преподаватель, излагая материал, неизбежно, сознательно или подсознательно обогащает его своим сиюминутным интеллектуальным или эмоциональным состоянием. Находясь, например, в данный период времени в состоянии размышления над какой-нибудь проблемой, преподаватель начинает под этим углом зрения смотреть и на материал своей сегодняшней лекции, казалось бы, не имеющий отношения к этой проблеме. Результат этого особого взгляда часто оказывается продуктивным не только для лекции, но и для самой проблемы.

В-третьих, то, что называется «страхом сцены», боязнью публичного выступления, неизбежного у начинающего оратора, будучи трансформированным в высокое нервное напряжение, в состояние энтузиазма, способно привести к замечательным творческим находкам.

В-четвёртых, сама аудитория, к которой обращается оратор со своим посланием, своим восприятием и ответной реакцией способна творчески повлиять как на лектора, так и на конечный результат коммуникации.

В-пятых, любые случайные факторы, такие как, например, разнообразные посторонние шумы, неожиданные ситуации и обстоятельства могут не только не помешать процессу коммуникации, но обогатить его дополнительными смыслами. Таких факторов можно привести немало. Отметим, впрочем, что чем больше реализуется в речи лектора творческий потенциал самых разнообразных факторов, тем выше должен быть самоконтроль оратора, чтобы творчество не увело его от темы его выступления