Основные причины травматизма при эксплуатации ПР, РТК, РТУ.
Все эти причины травматизма можно разделить на три группы:
1. Организационные причины;
2. Технические причины;
3. Психофизиологические причины.
К организационным причинам можно отнести:
1) нарушение требований эргономики и безопасности труда при планировке роботизированного технологического комплекса (РТК) и (РТУ) (неправильное размещение оборудования, роботов, пультов управления и т.п.; неучет габаритов безопасности (например, необозначение зоны рабочего пространства); пересечение трасс следования оператора и ПР и т.п.; недостаточная обученность и неподготовленность персонала к работе с роботами.
2) нарушение персоналом условий эксплуатации промышленных роботов и их ремонта, наладки: вход в рабочую зону (особенно при отключенных средствах защиты); превышение грузоподъемности ПР; ремонт без отключения питания; неиспользование индивидуальных средств защиты (например: каски, диэлектрические перчатки), отсутствие надзора при обучении ПР с переносного пульта и др.
К техническим причинам можно отнести:
1) ненадежная работа ПР, т.е. неисправность собственно ПР из-за нарушения его механической прочности, кинематики, а также отказов в системе управления, приводящих к отказам работы как ПР, так и технологического оборудования, с которым работает ПР.
А вот отказы (ошибки) в работе управляющего устройства – в некоторой степени новинка. А дело здесь в надежности систем с ЧПУ. 30 лет (или 35 лет) назад советский станок с ЧПУ первый в мировой практике завоевал на Всемирной выставке в Брюсселе Гран-при. Однако далее конструкторы пошли по пути развития многообразия систем ЧПУ, нарушив тем самым принцип унификации, что снижает надежность их работы и создает дополнительные трудности при их обслуживании роботами. Отсюда неправильные движения ПР из-за отказов в системе управления. («Зверинец» ЧПУ).
2) недостаточный учет состояния производственной среды, требующей пылезащитного, теплозащитного и вибробезопасного исполнения, что снижает надежность и безопасность труда при эксплуатации ПР.
Это приводит к авариям, а, следовательно, и к травмам.
3) ошибки программирования и настройки:
Вследствие таких ошибок (например, из-за необученности персонала и роботов) в ходе эксплуатации возможны: непредвиденные движения манипулятора и рабочего органа и выходом из огражденной зоны; возможны перегрузки (захват груза большего веса), которые приводят к механическим повреждениям ПР; возможны потери объекта манипулирования и др. аварийные ситуации;
4) отсутствие или неправильная работа средств защиты, которыми должны оборудоваться ПР и их рабочие зоны (ограждения, блокировки, сигнализация и др.). Тем самым возможно неожиданное появление человека в рабочем пространстве и в рабочей зоне ПР; не исключается возможность травмирования человека при внезапном отключении питания; допускаются ошибочные действия оператора, особенно во время наладки и ремонта; не исключается возникновение аварийных ситуаций и других неполадок ПР и РТК (из-за отсутствия своевременной и четной информации оператору);
5) отсутствие или недостаточная механизация вспомогательных операций: транспортирования заготовок, загрузки и разгрузки накопителей, удаление стружки. При этом особенно неприятные: отсутствие эффективных систем удаления стружки; недостатки в конструкциях конвейеров; несовершенство процессов снятия готовых изделий с конвейера.
К психофизиологическим факторам можно отнести:
- физические (вероятнее всего статические) перегрузки;
- острая эмоциональная напряженность оператора.
В чем суть? При использовании роботов типичной (!) становится профессия оператора. На первый взгляд работа простая. Однако опыт показывает, что если система роботизации решена неверно, то это может приводить к физическим перегрузкам и острой эмоциональной напряженности оператора.
К факторам, влияющим на состояние оператора, следует отнести:
- автоматичность действия ПР;
- одновременное движение ПР по нескольким координатам;
- высокие скорости перемещения исполнительных устройств (в среднем 1,0 м, но достигают 2,5 ± 3 м/с);
- неудовлетворительная планировка РТК;
- неудовлетворительная компоновка пульта управления;
- и, наконец, большой объем поступающей к оператору информации. Особенно действие названных факторов сказывается при увеличении в составе РТК количества ПР до 3-4 единиц, обслуживаемых одним оператором.
Таким образом, в результате перегрузок оператора работа РТК, РТУ или любой другой автоматизированной системы становится малонадежной.
Недоучет или пренебрежение указанными выше причинами перегрузок операторов могут приводить к авариям или профессиональным психическим неврологическим заболеваниям.
Таким образом, анализ рассмотренных причин травматизма показывает, что к достижению безопасности ПР, РТК, РТУ и др. необходимо подходить комплексно, т.е. необходимо предъявлять требования безопасности на следующих стадиях:
- на стадии проектирования, изготовления и испытания ПР;
- при организации РТК, РТУ;
- в процессе эксплуатации.
Общие требования безопасности к ПР, РТК и РТУ установлены ГОСТ 12.2.072–82 ССБТ. «Роботы промышленные, роботизированные технологические комплексы и участки. Общие требования безопасности».