Экономический анализ деятельности предприятия

Экономический анализ деятельности предприятия – это исследование результатов финансово – хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, проводимое с целью выявления его сильных и слабых сторон. В процессе анализа выявляются «узкие места» хозяйственной деятельности, причины их возникновения и определяются основные пути преодоления «узких мест».

Финансово – хозяйственная деятельность (ФХД) предприятия характеризуется системой финансовых и технико – экономических показателей. Как правило, показатели отчетного периода сопоставляются с показателями базисного периода – определяются приращения, темпы роста анализируемого показателя, либо производится сопоставление плановых и фактических значений показателя в отчетном периоде. Таким образом, в общем случае исследование показателей проводится по цепочке «базисные значения – плановые значения – отчетные (фактические) значения».

Важно подчеркнуть, что анализ – это не просто констатация изменений в значениях отчетных показателей, а вскрытие причин этих изменений и определение наиболее рациональных путей преодоления негативных тенденций и развития позитивных тенденций. Ошибки, допущенные в анализе и диагностике внутренней и внешней среды предприятия, приводят к ошибкам в планировании, а «неудачное планирование – это планирование неудач».

В процессе общего анализа ФХД предприятия в отчетном периоде исследуются:

· Изменения в составе имущества, источниках его формирования, финансовое состояние предприятия и основные итоговые показатели его деятельности:

· производство и сбыт продукции (услуг);

· эффективность использования ресурсов предприятия;

· себестоимость продукции (услуг);

· формирование и распределение прибыли предприятия;

· другие виды деятельности (инвестиционная, внешнеэкономическая и т.д.).

Основными методами, используемыми при анализе и диагностике ФХД предприятия, являются следующие методы и приемы.

1. Горизонтальный анализ – сопоставление значений показателей в отчетном и базисном периодах. Определяются отклонения соответствующих величин, темпы их роста или прироста.

2. Вертикальный анализ – определение структуры (в долях единицы или процентах) некоторого обобщенного показателя.

3. Трендовый анализ – определение тренда, т.е основной закономерности изменения некоторого экономического показателя на протяжении нескольких периодов времени. Сводится к выбору и определению параметров аппроксимирующей функции; параметры функции определяются из условия близости значений функции к соответствующим статистическим значениям показателя. Трендовый анализ служит основой для построения возможных значений показателя в будущем – экстраполяции значений показателя.

4. Факторный анализ – широко используемый инструмент экономического анализа. Производится на основе факторных моделей, в которых некоторый экономический показатель (результативный показатель) рассматривается как функция набора переменных, называемых факторными показателями (факторами). Исследуется влияние изменения каждого из факторных показателей в рассматриваемом периоде на изменение результативного показателя. Связь результативного показателя с факторными может быть как детерминированной, так и стохастической.

5. Сопоставительный анализ (бенчмаркинг) – значения показателей сравниваются (сопоставляются) с соответствующими показателями ближайших конкурентов или среднеотраслевыми показателями.