Микросегментация в территориальном маркетинге
Микросегментация позволяет более четко представить сегменты, однородные с точки зрения желательных достоинств товара или услуги и отличные от других сегментов. Процесс микросегментации рынка предполагает осуществление следующего комплекса работ:
• определение возможных критериев сегментации;
• выбор наиболее значимых критериев сегментации;
• первичное проведение сегментации;
• первичный анализ выделенных групп потребителей;
• проверка выделенных сегментов на их соответствие методическим критериям и принципам сегментации;
• корректировка (при необходимости) выделенных сегментов — вторичная сегментация;
• углубленный анализ выделенных сегментов.
Первичное проведение сегментации и первичный анализ выделенных групп потребителей позволяют провести предварительное исследование рынка и дают информацию для того, чтобы проверить выделенные сегменты на их соответствие методическим критериям эффективной сегментации.
Основными условиями проведения эффективной сегментации следует считать:
• наличие у потребителей одного сегмента минимального количества различий в их отношении к товару при достаточном количестве различий в отношении к товару у потребителей разных сегментов, что обеспечит дифференцированную реакцию;
• сегменты должны быть достаточно крупными по размерам, чтобы оправдать разработку и проведение в дальнейшем специальной маркетинговой стратегии, ориентированной на данный сегмент;
• измеримость сегмента достигается преимущественно за счет описательных характеристик сегмента и подкрепляется количественными критериями;
• выделенные сегменты должны быть достаточно доступны с точки зрения доведения информации, коммуникаций и организации маркетинговых мероприятий по продвижению продукции;
• сегмент должен быть стабилен во времени.
К определению критериев микросегментации следует подойти с максимальным вниманием. Можно выбрать критериями сегментации разнообразные факторы, например:
• демографические (возраст, пол, размер семьи, стадия жизненного цикла семьи);
• социально-экономические (уровень жизни, доходы человека, в том / числе размер заработной платы, размер дополнительных доходов,
периодичность получения дохода);
• географические (принадлежность к данной территории, т. е. резидент, нерезидент территории, регион проживания, численность жителей в населенном пункте, плотность населения, характеристики климата);
• факторы культуры (специфика национальной культуры, субкультуры, религии);
• психографические (социальный слой, стиль жизни, тип личности);
• поведенческие (момент покупки, искомая выгода, частота использования, верность продукту, степень готовности к приобретению, отношение к продукту);
• психологические (мотивация, восприятие, усвоение, убеждение и отношение).
Микросегментация потребителей территориального продукта может быть выполнена по ряду критериев, например:
• частные лица могут быть сгруппированы в зависимости от возраста, социальной принадлежности, места проживания, сферы профессиональных интересов, проживания в разных по размеру и статусу населенных пунктах региона и др.;
• коммерческие организации могут быть сгруппированы в зависимости от размера бизнеса, от отрасли и вида деятельности, места расположения бизнеса, региона ведения деятельности и страны (региона страны) и др.;
• некоммерческие общественные организации могут быть сгруппированы с учетом специфики интересов и предметов ведения (культурологические, религиозные, спортивные и т. д.), в зав* симости от возраста членов НКО (детские, подростковые, ветеранские), в зависимости от статуса (местные, региональные, международные) и др.
Микросегментация является важным этапом анализа, поскольку позволяет:
• выделять специфику оценок, мнений внутри укрупненной группы потребителей территориального продукта, например, особые интересы и ожидания людей разного возраста;
• отслеживать изменения внутри сегментов и между сегментами: например, если за последние годы доля пожилого населения имеет стабильную тенденцию к росту, будет необходимо учитывать данный фактор при реализации городской политики развития территории;
• предвидеть оценки и поведение определенных групп потребителей, проводить некоторые обобщения. Например, если определенное количество молодых родителей высказывают озабоченность относительно условий отдыха и развития детей дошкольного возраста, можно ожидать аналогичных, схожих оценок от представителей данного сегмента жителей;
• рационализировать усилия территориальных органов власти, благодаря чему «нельзя угодить всем, но можно угодить многим».
Микросегментация в территориальном маркетинге позволяет как обозначить особенные характеристики и потребности каждого из сегментов рынка, так и выделить общие потребности, ожидания, нужды всех групп потребителей, такие как безопасность на улицах или удобство транспортного сообщения. Это позволяет осуществлять территориальное управление во имя интересов всех жителей и организаций (коммерческого и некоммерческого характера) территории, а с другой стороны, реализовывать целевые программы поддержки конкретных групп населения и бизнеса с учетом специфики каждого микросегмента.