Шесть главных типов систем.
Рассмотрим определенные категории систем, обслуживающих каждый организационный уровень и их значение в организации. Таблица 3 показывает определенные типы информационных систем, которые соответствуют каждому организационному уровню.
Таблица 3. Шесть главных типов информационных систем.
Системы стратегического уровня | ||||||||||||
Исполнительные системы (ESS) | 5-летнее предсказывание продаж | 5-летнее оперативное планирование | 5-летнее предсказание бюджета | Планирование прибыли | Планирование личного состава | |||||||
Системы управленческого уровня | ||||||||||||
Управляющие информационные системы (MIS) | Управление сбытом | Контроль инвентаря | Ежегодный бюджет | Анализ капиталовложения | Анализ перемещений | |||||||
Системы поддержки принятия решений (DDS) | Коммерческий анализ региона | Планирование производства | Анализ затрат | Анализ рентабельности | Анализ стоимостей контрактов | |||||||
Системы уровня знания | ||||||||||||
Системы работы знания (KWS) | АРМы проектировщика | Графические рабочие станции | Управленческие рабочие станции | |||||||||
Системы автоматизации делопроизводства (OAS) | Текстовые редакторы | Создание изображений | Электронные календари | |||||||||
Системы эксплуатационного уровня | ||||||||||||
Системы диалоговой обработки запросов (TPS) | Машинная обработка | Торговля ценными бумагами | Платёжные ведомости | Вознаграждения | ||||||||
Отслеживание приказов | Планирование деятельности предприятий | Платежи | Обучение и развитие | |||||||||
Отслеживание процессов | Перемещение материалов | Регулирование денежных операций | Дебиторская задолженность | Хранение отчётов служащих | ||||||||
Продажа и маркетинг | Производство | Финансы | Бухгалтерия | Людские ресурсы | ||||||||
Организация имеет исполнительные системы поддержки выполнения – Executive Support Systems (ESS) на стратегическом уровне; управляющие информационные системы – Management Information Systems (MIS); системы поддержки принятия решений – Decision Support Systems (DSS) на управленческом уровне; системы знания – Knowledge Work Systems (KWS); системы автоматизации делопроизводства – Office Automation Systems (OAS); на уровне знаний; системы диалоговой обработки запросов – Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне.
Таким образом, типичные системы в организациях служат для того, чтобы помочь служащим или менеджерам на каждом уровне - в функциях продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов.
Таблица 4 демонстрирует особенности шести типов информационных систем.
Таблица 4. Характеристики процессов информационных систем
Типы систем | Информационные вводы | Обработка | Информационные выводы | Пользователи |
Исполнительные системы - ESS | Совокупные данные: внешние, внутренние | Графика; моделирование; интерактивность | Проекции; реакции на запросы | Старшие менеджеры |
Системы поддер-жки принятия решений - DSS | Слабоформализованные данные; аналитические модели | Моделирование; анализ; интерактивность | Специальные доклады; анализ решений; реакция на запросы | Профессионалы; управляющие персоналом |
Управляющие информационные системы - MIS | Итоговые операционные данные; данные большого объёма; простые модели | Обычные доклады; простые модели; простейший анализ | Резюме и возражения | Мредние менеджеры |
Системы работы знания - KWS | Технические данные; база знаний | Моделирование; проигрывание | Модели; графика | Профессионалы; технический персонал |
Системы автоматизации делопроизводства - OAS | Документы; расписания | Документы управления; планирование; связь | Документы; графики; почта | Служащие |
Системы диало-говой обработки запросов - TPS | Транзакции; результаты | Сортировка; список; слияние; модифицирование | Детальные доклады; списки; резюме | Оперативный персонал; управлябщие |
Каждая система может иметь компоненты, которые используются разными организационными уровнями или одновременно несколькими. Секретарь может находить информацию относительно MIS, средний менеджер может нуждаться в данных анализа из TPS.
Внутри каждого из этих уровней принятия решений исследователи классифицируют решения как структурированные и неструктурированные. Неструктурированные решения - те, в которых принимающий решение должен обеспечить суждение, оценку и проникновение в прикладную область. Каждое из этих решений оригинально, важно, не имеет аналогов или разработанной методики для их принятия. Структурированные решения, наоборот, являются повторяемыми и обычными и имеют определенную процедуру для их принятия, чтобы они не рассматривались каждый раз, как новые. Некоторые решения слабоструктурированны; в таких случаях только часть проблемы имеет четкий ответ, обеспеченный в соответствии с принятой процедурой.
Эксплуатационный персонал управления довольно хорошо решает структурированные проблемы. Стратегические планировщики занимаются совсем не структурированными проблемами. Многие из проблем, с которыми сталкиваются работники знания, также довольно неструктурированны. Однако каждый уровень организации содержит и структурированные, и неструктурированные проблемы.