Виды социально-экономических экспериментов
Можно утверждать, что социально-экономический эксперимент является необходимым, однако опасным, элементом развития, связанным с повышенными рисками. Он дает возможность проверить на практике гипотезы относительно причин, «веса» определенных социально-экономических явлений:
· изменения философии экономической деятельности;
· изменения социально-экономических отношений при изменении технологий производства (технологическая теория государства);
· различных факторов мотивации для рутинного (факторы здоровья) и творческого (факторы мотивации) труда;
· технологий исследований и производства товаров;
· организационных структур для разработки (матричные структуры), производства (гибкие автоматизированные), продвижения (вертикальные маркетинговые сети), эксплуатации (франчайзинг), утилизации товаров;
· влияния развития высоких технологий и их носителей (финансово-промышленных групп) на межэтнические отношения в государстве/10/;
· влияния налоговой системы и межбюджетных отношений на развитие сепаратизма и национального экстремизма;
· влияния относительных затрат на систему государственного контроля социально-экономическую обстановку и трудовую активность населения, его мотивацию к труду.
Переход к маркетинговым стратегиям на рынках, а также усложнение ситуаций рыночной деятельности повышают роль ограниченных по своим масштабам социально-экономических экспериментов, в частности, роль предшествующих, диагностических и сравнительных экспериментов.
Изменение философии экономической деятельности имеет место при кардинальном изменении социально-экономических условий деятельности. Например, в результате насыщения товарных рынков развитых стран произошел переход от сбытовых к маркетинговым стратегиям. Маркетинговая философия провозглашает основной задачей экономической деятельности наиболее полное удовлетворение потребностей.
Необходимость в переходе от сбытовых к маркетинговым стратегиям осознают ввиду опасности потери работы (в частности, вследствие разорения предприятия-работодателя). Позднее, по мере осознания социальных изъянов маркетинга в развитых странах был практически осуществлен переход к социально-этическому маркетингу.
Диагностические и сравнительные эксперименты часто проводят в форме деловой игры, мозговой атаки и др.
При функционировании социально-экономических, организацинно-производственных автоматизированных систем управления могут быть выделены области:
1. рефлекторного реагирования определенным образом;
2. нерефлекторного реагирования при потере стойкости, прочности, устойчивости, действии на персонал сильного стресса.
Исходной точкой проектирования социально-экономического эксперимента должно быть выдвижение, исследование, подтверждение или отрицание гипотезы о рефлекторности системы управления, а также выделение ограничений и областей рефлексионного и нерефлексионного поведения персонала и гуманистической части внешней среды. Должны быть сделаны гипотезы о характере взаимодействия социальной и техногенной частей, процессов в исследуемых системах управления.
Рефлекторная система управления – это система, которое откликается на конкретное внешнее воздействие вполне определенным образом. Такое наименование подчеркивает аналогию с рефлексами, которые существуют у любого организма и которые возникли в результате длительного процесса обучения и эволюции человека. Допущение о рефлекторности реакций позволяет прогнозировать социальные последствия управляющих воздействий.
Рефлексионное исследование систем управления возможно только в пределах их нормальной устойчивости, стойкости, отсутствии повреждений (поражений) и отказов технических средств, а также отсутствия сильного стресса у персонала автоматизированных систем управления.
Системы управления, потерявшие стойкость, устойчивость, имеющие, повреждения и отказы элементов, человек в условиях сильного стресса ведут себя нерефлекторно. Поэтому автоматизированная система управления с участием человека-оператора, находящегося в условиях стресса будет нерефлекторной. Сам факт участия индивидуума в автоматизированном управлении делает систему не рефлекторной в определенных ситуациях управления. Это связано с многовариантностью действий, затруднениями при прогнозировании поведение индивидуума в ситуации риска, неизбежного выбора, сильного стресса.
Поэтому одним из основных элементов социально-экономического эксперимента является необходимость установления границ рефлекторности поведения персонала, других субъектов рыночной деятельности.
Исследования систем управления должны учитывать и отражать эту специфику объекта исследования:
1. в области рефлекторного реагирования в большей мере применимы математические методы исследований;
2. в области нерефлекторного реагирования наиболее применимы методы теории катастроф, мотивации, психологии.
При социально-экономических тестах и экспериментах нужно по возможности полного учитывать психофизические, мотивационные особенности субъектов управления будь то отдельный индивидуум, социальная группа или общественно, класс. В силу этого любое исследование систем управления должно иметь социально-экономический, социально-технический характер и базироваться как на математических, так и гуманитарных (мотивационных, психологических и др.) методах исследований.