Разграничение расходов и доходов между бюджетами разных уровней
В России для разграничения расходных полномочий между бюджетами разных уровней первоосновой является перечень предметов ведения, закрепленных ст. 70 Конституции РФ за федеральным центром, и перечень предметов совместного ведения с субъектами РФ (ст. 72).
К ведению федерального центра относятся: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития, федеральные энергетические системы, федеральный транспорт и др.
В совместном ведении федерального центра и субъектов РФ находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов налогообложения, и др.
Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»1 предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий в вопросах местного значения. Практика показывает, что при реформировании местного самоуправления на основе этого закона наиболее сложными для поиска оптимальных решений являются вопросы бюджетно-налоговых отношений.
В соответствии с Бюджетным кодексом формирование расходов бюджетов, независимо от их уровня, осуществляется на базе минимальных государственных социальных стандартов, нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг, предоставляемых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет бюджетных средств. Существенным элементом социальных стандартов являются минимальные социальные нормы, дифференцированные по территории.
Разграничение расходов между бюджетами разных уровней непосредственно связано с разграничением доходов. В качестве исходного положения при разграничении доходов выступает определение собственных доходов бюджета соответствующего уровня. Бюджетным кодексом РФ определено, что собственными доходами бюджетов являются виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ или, в соответствии с ним, — законодательством субъектов РФ. К собственным доходам федерального бюджета относятся:
собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ (федеральные налоги и сборы; таможенные пошлины, таможенные сборы иные таможенные платежи; государственная пошлина);
собственные неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти; часть прибыли унитарных предприятий; прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; доходы от внешнеэкономической деятельности);
средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ и другие безвозмездные перечисления, которые могут поступать в его доходы в процессе исполнения федерального бюджета.
Доходы бюджетов субъектов РФ включают:
собственные и регулирующие налоговые доходы от региональных налогов и сборов, отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ;
доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ, а также иные неналоговые доходы (в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет).
Доходы местных бюджетов формируются за счет:
1) собственных доходов и доходов, полученных путем отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов (собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соответствии со ст. 50 БК РФ в доходы федерального бюджета, — по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж);
2) доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;
3) ассигнований на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнований на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также других неналоговых доходов (в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей).
Существенным недостатком Бюджетного кодекса РФ является то, что в нем не разграничены на постоянной основе доходные источники за бюджетами разных уровней. Это объясняется, с одной стороны, незавершенностью процесса разграничения расходных полномочий, с другой — нестабильностью налогового законодательства, а в последнее время и очевидными тенденциями в сторону усиления централизации налогов как части общей стратегии укрепления позиции федерального центра и единой властно-управленческой вертикали власти.