Разграничение расходов и доходов между бюджетами разных уровней

В России для разграничения расходных полномочий между бюджета­ми разных уровней первоосновой является перечень предметов веде­ния, закрепленных ст. 70 Конституции РФ за федеральным центром, и перечень предметов совместного ведения с субъектами РФ (ст. 72).

К ведению федерального центра относятся: финансовое, валютное, кре­дитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального разви­тия, федеральные энергетические системы, федеральный транспорт и др.

В совместном ведении федерального центра и субъектов РФ находят­ся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, вод­ными и другими природными ресурсами, разграничение государствен­ной собственности, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры, общие вопросы вос­питания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, от­цовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов налогообложения, и др.

Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»1 предусмотрено разграничение предме­тов ведения и полномочий в вопросах местного значения. Практика по­казывает, что при реформировании местного самоуправления на основе этого закона наиболее сложными для поиска оптимальных решений яв­ляются вопросы бюджетно-налоговых отношений.

В соответствии с Бюджетным кодексом формирование расходов бюд­жетов, независимо от их уровня, осуществляется на базе минимальных государственных социальных стандартов, нормативов финансовых за­трат на оказание государственных услуг, предоставляемых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет бюджетных средств. Существенным элементом социальных стандартов являются минималь­ные социальные нормы, дифференцированные по территории.

Разграничение расходов между бюджетами разных уровней непо­средственно связано с разграничением доходов. В качестве исходного положения при разграничении доходов выступает определение соб­ственных доходов бюджета соответствующего уровня. Бюджетным ко­дексом РФ определено, что собственными доходами бюджетов являют­ся виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ или, в соответствии с ним, — законодательством субъектов РФ. К собственным доходам федерального бюджета относятся:

собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключе­нием налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих дохо­дов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ (федераль­ные налоги и сборы; таможенные пошлины, таможенные сборы иные таможенные платежи; государственная пошлина);

собственные неналоговые доходы (доходы от использования иму­щества, находящегося в государственной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находя­щимися в ведении органов государственной власти; часть прибыли унитарных предприятий; прибыль Банка России, остающаяся пос­ле уплаты налогов и иных обязательных платежей; доходы от внешнеэкономической деятельности);

средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ и дру­гие безвозмездные перечисления, которые могут поступать в его доходы в процессе исполнения федерального бюджета.

Доходы бюджетов субъектов РФ включают:

собственные и регулирующие налоговые доходы от региональ­ных налогов и сборов, отчисления от федеральных регулирую­щих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ;

доходы от использования имущества, находящегося в собствен­ности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ, а также иные неналого­вые доходы (в том числе за счет части прибыли унитарных пред­приятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет).

Доходы местных бюджетов формируются за счет:

1) собственных доходов и доходов, полученных путем отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сбо­ров (собственные налоговые доходы местных бюджетов от мест­ных налогов и сборов, отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соот­ветствии со ст. 50 БК РФ в доходы федерального бюджета, — по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж);

2) доходов от использования имущества, находящегося в муници­пальной собственности, и доходов от платных услуг, оказывае­мых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении орга­нов местного самоуправления;

3) ассигнований на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнований на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и за­конов субъектов РФ, ассигнований на компенсацию дополни­тельных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов му­ниципальных образований, а также других неналоговых дохо­дов (в том числе за счет части прибыли муниципальных уни­тарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей).

Существенным недостатком Бюджетного кодекса РФ является то, что в нем не разграничены на постоянной основе доходные источники за бюджетами разных уровней. Это объясняется, с одной стороны, не­завершенностью процесса разграничения расходных полномочий, с другой — нестабильностью налогового законодательства, а в после­днее время и очевидными тенденциями в сторону усиления централи­зации налогов как части общей стратегии укрепления позиции феде­рального центра и единой властно-управленческой вертикали власти.