Педагогические методы и технологии в социальной работе.
Беседа может быть индивидуальной и групповой, заранее спланированной и спонтанной.
Митинг как быстрая реакция на события, создающая у его участников определенное отношение к этим событиям и мотивацию деятельности.
Собрание людей, объединенных по определенному признаку.
Диспут, на котором формируются и закрепляются полемические умения, умение привлечь и удержать сторонников, уверенность в себе. Диспут – это организованная полемика по заранее определенной теме в отличие от дискуссии, которая представляет собой столкновение различных точек зрения по, возможно, спонтанно возникшей теме.
Методы саморазвития и самореализации.
Создание самоуправляющихся общественных объединений.
Педагогические технологии адаптации.
Кондуктивная педагогика – одно из специфических направлений педагогической деятельности, предусматривающее работу с детьми-инвалидами и другими детьми, имеющими ограниченные возможности. Специально обученный кондуктор (от лат. conductor - сопровождающий) стремится выработать у ребенка с ограниченными возможностями самостоятельную активность и независимость, адаптировать его к окружающей среде.
Профессию социального педагога можно назвать коммуникативной, поскольку его практическая деятельность предполагает общение.
Обычно выделяют перцептивную, коммуникативную и интерактивную функции общения, поскольку общение – это одновременно восприятие партнерами друг друга, их обмен информацией, действиями и ролевыми влияниями, установление определенных взаимоотношений.
Коммуникативные средства общения:
1. Речевые (вербальные) средства: лексика, стилистика, грамматика, семантика.
2. Неречевые (невербальные) средства:
· оптокинетические (жестикуляция, мимика, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики);
· паралигнвистические (интенсивность, тембр, интонация голоса, его диапазон, тональность);
· экстралингвистические (паузы, темп речи, ее связность, смех, покашливание, заикание);
· проксемические (персональное пространство, физическая дистанция контакта, угол поворота к собеседнику);
· предметные, контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывание, толчки, поглаживания, касания);
· ольфакторные средства ( связанные с запахом).
Основные механизмы воздействия общающихся друг с другом людей.
1. Заражение – бессознательное воспроизведение эмоционального состояния в условиях массового взаимодействия с другими людьми – индукторами – на основе сопереживания с ними; носит как правило, невербальный характер.
2. Внушение – одностороннее произвольное, целенаправленное заражение другого человека мотивацией тех или иных действий, содержанием представлений или эмоциональных состояний, посредством, как правило, речевого воздействия на основе некритического восприятия действий внушающего лица («заражающая манипуляция»).
3. Убеждение – осознанное, аргументированное, логически и фактически обоснованное воздействие на систему взглядов и представлений, а также на мотивационно-ценностную сферу другого человека.
Механизм убеждающего воздействия включает в себя информирование и аргументирование.
Приемы информирования: выдвижение тезиса, определение понятий, формулирование гипотез-предположений, объяснение, указание-демонстрация, характеристика отличительных признаков, сравнение и проведение различений.
Приемы аргументации: ссылки на авторитет, приведение фактов, демонстрация средств наглядности, аналогия, эксцесс, инцидент.
4. Подражание – усвоение формы поведения другого человека на основе как сознательной, так и неосознаваемой идентификации с ним («поступать как другой»).
Традиционное общение разделяется на деловое и межличностное.
В деловом взаимодействии его участники выполняют социальные роли, следовательно, в нем запрограммированы цели общения, его мотивы и способы осуществления контактов.
В межличностном, неформальном общении отсутствует жесткая регламентация поведения, эмоций, интеллектуальных процессов. Сущность межличностного общения – это взаимодействие человека с человеком, а не с предметами.
Оптимальное межличностное общение – это всегда общение диалогическое.
Основные характеристики диалога:
· Равенство сущностных позиций общающихся (субъект-субъектные отношения);
· Доверительная взаимная открытость обеих сторон;
· Отсутствие оценки, «измерения» каких бы то ни было индивидуальных особенностей каждого;
· Восприятие друг друга как неповторимых и ценных личностей.
Особое отношение к партнеру по диалогу М.М. Бахтин определяет как состояние «вненаходимости», А.А. Ухтомский – как «доминанта на собеседнике», гуманистическая терапия – как способность к децентрализации. Суть такого отношения – отсутствие попыток приписывания партнеру по общению каких-либо отсутствующих у него черт, мотивов, побуждений.
Диалог является естественной средой развития личности.
Отсутствие или дефицит общения в форме диалога способствуют различным искажениям личностного развития, росту проблем на внутри- и межличностном уровне, росту девиантного поведения.
Т.О. Общение как социальный вид деятельности является для человека обязательным личностно формирующим фактором.