Лекция 26 Социально-педагогические аспекты активизации самовоспитания личности в современных условиях
1. Роль самовоспитания в современной педагогической парадигме.
2. Факторы способствующие активизации личности.
3. Самовоспитание личности как условие развития социального мышления.
Самосовершенствование подразумевает все более яркое проявление в личности гуманных начал; самоутверждение же может осуществляться посредством существенных отклонений от норм морали, а иногда и прямого насилия.
Социальный работник должен стремиться выработать у клиента желание и самоутвердиться и самосовершенствоваться.
Самосовершенствование – самостоятельный, добровольный творческий труд, представляющий для любого человека задачу высшей сложности; стимул этого творческого труда – разница потенциалов на «входе» и «выходе», самоанализ.
Самоутверждение является продуктивным способом адаптации к новой группе или изменившейся ситуации, чрезвычайно зависящим от качеств и интересов личности. Именно ими определяются цели и средства самоутверждения.
Ощущение зависимости как феномен массового сознания и поведенческий стереотип распространено в современном обществе. Часто это является субъективным восприятием, соразмерным социальному опыту своей жизни. В этом случае психологически зависимый человек превращается в человека страдающего, находящегося под негативным влиянием современных перемен.
Социология позволяет проанализировать состояние незащищенности в силу целого ряда причин:
· резкое снижение экономического благополучия людей;
· всплеск национального самосознания и обострившиеся межэтнические конфликты,
· экологический кризис,
· распространяющаяся «нисходящая мобильность» (снижение социального положения, ухудшение стандартов образа жизни и потребления);
· повышение конфликтности, агрессивности;
· неоправданные надежды на скорые перемены;
· появление активной группы «социальных пассонариев» - энергичных и предприимчивых людей, добивающихся успеха различными (в том числе не вполне одобряемыми или даже незаконными) способами;
· политизация жизни, использование людей, испытывающих зависимость, в качестве объекта политической борьбы;
· патерналистские привычки, расслабляющие и озлобляющие общество и снижающие ценность коллективности, соборности;
· информационная открытость, которая показала негативные стороны нашего общества.
Внутренняя напряженность, морально-нормативная неустроенность людей трансформируются в аномию, которая в свою очередь способствует созданию негативного общего социального фона.
Важнейший аспект взаимодействия социологии и социальной работы – исследование соответствия или несоответствия социального статуса и социальных ролей личности.
Люди страдают от расхождения своего социального статуса и социальной роли, хотя зачастую это происходит по их вине. Это возможно в случае:
· непонимания своего статуса;
· неумения его реализовать посредством социальных ролей;
· сознательного или вынужденного отказа от статуса посредством прекращения исполнения роли (мать отказывается от ребенка, человек с высшим образованием выполняет неквалифицированную работу);
· «задержки» в старом статусе;
· принятие на себя ложных ролей в силу несамостоятельности мышления, слабой воли;
· исполнение чужих ролей, не боясь ошибиться и не ощущая ответственности (занятие постов при отсутствии соответствующего опыта и образования).
Человек должен сохранять или повышать свой статус, используя:
· адаптацию-мотивацию к социально-инновационной деятельности,
· адаптацию-приспособление;
· адаптацию-выживание;
· преимущественную установку на помощь извне.
И социология и социальная работа аппелируют такой категорией, как социализация, которая зависит от множества факторов.
Высшим уровнем социализации личности является ее максимальное взаимодействие с обществом, приобщение к коллективному социальному интеллекту.
Один из способов познания мира является социологическое мышление – это категория вневременная, но в некоторые периоды времени оно становится одновременно и потребностью и необходимостью.
Социологический стиль мышления характеризуется следующими особенностями:
· преобладание когнитивных технологий, т.е. способов приобретения знаний о чем-то;
· просоциальные принципы интерпретации полученных знаний.
Основные признаки социального мышления:
· стремление и готовность осмысливать процесс перманентного усложнения социальной системы. Системность мышления несовместима с упрощением проблем жизни общества. Следует избегать категоричных аксиологических (оценочных) суждений, основанных на последовательно-линейных причинно-следственных показателях, стремиться осознать многообразие и сложность, противоречивость и неоднозначность общества.
· основанное на социологической эрудиции и информационной культуре осознание способа существования и сохранения общественной системы как совокупности целенаправленного регулирования и самоуправления, саморегуляции, саморазвития, которые представляют широкие возможности для творческого и активного участия личности в управлении;
· отсутствие проявлений монизма в изучении социального мира, исходящее из понимания, что всякая отдельная теория упрощает социальную реальность;
· наличие самостоятельных взглядов и оценок в области понимания мира, нетабуированное мышление;
· ориентация на гуманистические основы общества;
· выработка самооценки, адекватной личностным требованиям и общепринятым социальным нормам;
· наличие трехмерного восприятия социального времени, гармонично сочетающего прошлое (ретроспективное), настоящее (актуальное) и будущее;
· способность осваивать социальное пространство на ситуативном (локальном), среднем и метауровне;
· четкое самоопределение в своей социальной роли, готовность к смене ролей в силу возрастных, макро- и микросоциальных перемен;
· инновационность при умении ответственно оценить ее социальную значимость и степень социального риска;
· понимание того, что неправильно избранное социальное средство не может привести к позитивным социальным последствиям;
· неконфликтность, толерантность, сотрудничество, отсутствие насилия как императивы поведения;
· понимание свободы общества как реализованность возможности общения;
· правильная оценка своего социально-психологического самочувствия как защитное средство от фрустрации, анемии.