Лекция 12 Психолого-ориентированные модели социальной и социально-педагогической деятельности.
1. Теоретические концепции психолого-ориентированной модели соц. Работы
2. Основные этапы работы в рамках модели.
3. Технология работы в психодинамической модели соц. Работы.
Как мы уже говорили в первых лекциях объекты социальной работы и социальной педагогики сходны, как совпадают и поле практической деятельности. Поэтому теоретические модели социальной работы могут быть применены и к социальной педагогике. К началу 90 х гг. обозначились несколько моделей теоретического обоснования социальной работы, которые можно сгруппировать в следующие три группы теорий.
1. психолого ориентированные теории социальной работы.
2. социолого ориентированные теории социальной работы.
3. теории социальной работы психолого социологической (социо
лого психологической) или комплексной, междисциплинарной ориентации.
Одной из методологических установок, оказавших влияние на ста
новление социальной работы явилась теория З.Фрейда и развитая на ее
основе психодинамика
Психодинамическая модель деятельности социального работника
опирается на следующие положения:
1. Социальный работник в контексте отношений с клиентом должен
исходить из того, что последний не только обладает определенной пси
хологической структурой, но и способен к ее изменению, развивается под
воздействием внутренних, интенциональных факторов и внешних условий,
взаимодействуя со средой обитания.
2. Воздействие социального работника на клиента должно учиты
вать его социально экономическое положение, статус в системе соци
ально иерархических групп, различных уровней управления и самоуправ
ления.
Главное, что предполагает психодинамический подход, сводится к
признанию принципиально важной роли изучения и учета динамики отноше
ний в контактной группе, среде обитания клиента.
3. В рамках психодинамической концепции совершается не только
анализ "статус кво", но использование опыта анализа эволюции отноше
ний между клиентом и социальным работником, характера отношений между
клиентом и социальным работником, характера отношений между персонами
в конкретной среде обитания нуждающихся.
4. Психодинамическая концепция социальной работы предполагает,
как правило, возможность изменения поведения, коррекции поведения,
взглядов, отношений клиента посредством воздействия на его внутренний
мир, восприятие реальностей, характер отношений в контактных группах.
Технология работы в психодинамической концепции.
1. Особый акцент в деятельности соц. работника делается на пони
мание того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, тре
бующая определенной стратегии и тактики.
2. Определение уникальности человека, его персонального опыта,
социально психологических характеристик.
3. Определяется влияние социального опыта, событий жизни индивида
на его облик, эволюцию этого облика, оценка влияния последнего на ре
шение проблем жизнесуществования личности.
4. Социальный работник обязан учесть собственные психические осо
бенности и динамику развития отношений с клиентом, возможности контак
тов с людьми из его окружения.
Психосоциальное влияние в контексте психодинамического ведения
социальной работы включает несколько относительно самостоятельных этапов:
1. Изучение проблем, которые имеет клиент.
2. Анализ особенностей социального положения и психического скла
да клиента.
3. Сближение, установление контакта социального работника и кли
ента.
4. Осмысление основных событий жизни клиента, влияния последних
на проблемы, которые переживает человек.
5. Планирование согласованных действий социального работника на
основе завоевания доверия последнего.
(Теория жизненных сценариев Э.Берна)
Для социального педагога объектом пристального внимания является
стиль и способы общения индивида со средой.
Для школьника это прежде всего семья. Анализ взаимодействия отно
шений в семье с точки зрения психодинамического подхода дает его сов
ременное развитие трансактный анализ Э.Берна.
Психологические игры часто повторяемые последовательностью
трансакций, со скрытым мотивом, имеющую внешне разумное обоснование,
или более кратко, как серию трансакций с уловкой.
Условия возникновения психологической игры.
1. Непрерывная последовательность дополнительных трансакций,
благовидных на социальном уровне.
2. Скрытая трансакция, которая является сообщением, лежащим в
основе игры.
3. Ожидаемая расплата, которая завершает игры и является ее нас
тоящей целью.
Игры препятствуют честным, сокровенным и открытым отношениям
между играющими.
Студент: Я очень поздно лег спать
прошлой ночью, и не выполнил за
дание. (Скрытое: Я плохой нака
жите меня)
Преподаватель: Вам не повезло. Се
годня последний срок приема за
долженностей.(Скрытое: Ты плохой маль
чишка, и вот тебе пинок.)
Сценарий можно определить как жизненный план, удивительно напо
минает драматическое произведение.
Сценарий зависит от ранних решений и позиций, принятых в детстве.
Он находится в состоянии Я Ребенка, и "записывается" через трансакции,
происходящие между родителями и ребенком.
Взаимодействие с более широким социумом.
Улица, школа, город, средства массовой информации. Рассматриваются
с точки зрения влияния на психодинамические процессы личности.
Преследователь Спаситель
Жертва
Предложения спасателя отвергаются, и он чувствует себя гони
мым.
Основные понятия психодинамического подхода.
Психодинамическая (ориентированная на психоанализ) социальная
работа, главным образом, ориентирует свое внимание на воздействие
прошлого опыта на формирование такой манеры поведения, которая приобрела постоянную повторяемость и создает индивиду социальные трудности.
При этом социально педагогическое воздействие имеет своими:
Фокусом Воздействие прошлого опыта (когнитивные способ
ности, аффекты, фантазии и поступки).
Цель Понимание функционирования защитных механизмов
и трансферных реакций пациента, в том их виде
в каком они проявляются в ходе общения паци
ента с терапевтом.
Технические Терапевтический альянс (рапорт в ИЛП)
приемы Свободное ассоциирование
Интерпретация защиты трансфера
Высокая частота сеансов
Продолжительность коррекционно реабилитацион
ного процесса: от нескольких месяцев до нес
кольких лет.
Психодинамическое социальное консультирование это метод кор
рекции социальных и поведенческих отклонений, который применяетбеседу
для изменения поведения клиента.
Цель Выявление характерных проблем, возникших у пациента
в жизни
Намерение Достижение изменений поведения.
Поведенческие перемены происходят в ходе психодинамической социальной
работы и происходят благодаря двум процессам:
пониманию когнитивных и аффективных процессов, исходящих из
детства (защитные механизмы),
пониманию конфликтных отношений, сформировавшихся у пациента с
важнейшими объектами в детстве, и их воскрешение во взаимоот
ношениях с терапевтом (трансфер)
Защитные механизмы. (А.Фрейд.Психология "Я" и за
щитные механизмы М.: Педагогика
Пресс 1993 г.)
Термин "защита" впервые появился в 1894г. в работе З.Фрейд
"Защитные нейропсихозы" для описания борьбы Я против болезненных и не
выносимых мыслей и аффектов.
Позже этот термин был оставлен и в последствии был заменен
термином "вытеснение". Однако в более поздней работе "Торможения,
симптомы и тревожность" (1926) З.Фрейд сделал разграничения между эти
ми понятиями. Термин "защиты" "вводится для общего обозначения всех
техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к
неврозу, оставляя слово "вытеснение" для особого рода защиты".
Различают 10 способов защиты:
Регрессия
Вытеснение
Формирование реакции
Изоляция
Уничтожение
Проекция
Интроекция
Борьба Я с самим собой
Обращение
Сублимация или смещение инстинктивных целей
Психодинамической модели одним из важнейших инструментов в руках социального педагога является развитие развитие и понимание трансфера (переноса). (Р.Урсано и др. Психодинамическая психотерапияМ.Российская психоаналитическая ассоциация 1992г. С.64) Понятие трансфера отражает человеческую способность строить свои взаимоотношения в настоящем с помощью воспроизведения эмоционально значимых аспектов своих взаимоотношений в прошлом. Конкретно явления трансфера происходит в процессе отношений клиента с социальным педагогом, которые не создаются реальной ситуацией, происходящей "здесь и сейчас", а обусловлены очень ранними переживаниями клиента по отношению к другим объектам или людям и переносятся на социального педагога.
Трансфер это способ, пользуясь которым клиент вспоминает то, что он забыл, т.е. то, что является бессознательным источником психологических страданий. Благодаря явлению трансфера трудности клиента "оживают и материализуются" в кабинете социального педагога . По сути дела, именно это в наибольшей степени, чем все остальное, отличает психодинамическую модель от всех других. Через трансфер пациенту удается понять то, что он испытывал в
далеком прошлом, и как этот пережитый им опыт продолжает проявлять се
бя в настоящем.
Эти воспоминания не происходят сами собой, для их правильнойорганизации требуется филигранная техника социального педагога, с целью анатомирования зачастую мимолетных, давно забытых, но порой постоянно переживаемых вновь периодов прошлого в том виде, в котором онипредстают в трансферных взаимоотношениях. В силу того, что трансфер обычно вызывает оживление давно забытых, конфликтных аспектов взаимоотношений, очень часто клиент стремиться отторгнуть содержащиеся в них чувства, мысли и воспоминания и вместе с тем отвергает социального работника, старается прервать работу.
В любом случае социальный педагог поступит правильно, описав пациенту модель трансфера и качестве первого шага на пути вовлеченияпациента в исследовании своей собственной реакции. Существует эротический и агрессивный трансфер. Если трансферпроявляется интенсивно, то позитивные или любовные чувства обычно под
разумевают эротические желания, а негативные или агрессивные чувства подразумевают деструктивные желания и ненависть.
Такие сильные чувства представляют собой повторение опыта того, что пациент впервые испытал, когда ,был ребенком, по отношению к своим родителям, братьям и сестрам и др. важным для него лицам в течение
критических фаз психологического развития.
Трансфер оказывает помощь пациенту в познании, понимании и обретении контроля над импульсами, которые став осознанными, перестаютбыть тем, чем они были: всемогущими желаниями ребенка. Такой процессназывается проработкой.
Ситуации трансфера становятся понятными и оправданными, если мы отделим их от ситуации анализа и поместим в определенную детскую аффективную ситуацию.
Помещая этот импульс на его место в прошлое, мы тем самым освобождаем пациента в настоящем от импульса, чуждого его Я, что помогает ему совершить анализ.
Применение трансфера в социально педагогической работе:
Способствуйте оживлению прошлого пациента.
Помогите пациенту вспомнить его историю.
Помогите понять его личностные реакции в любых жизненных ситуациях.