Клюсчевые понятия: развитие метода индивидуальной работы, диагностическая и функциональная школы, парадигма помощи, западная и отечественная парадигмы
Свое развитие метод индивидуальной работы получил в работах Р. Робертсона и Г. Хамильтона - диагностическая школа.
Робертсон намечает новые перспективы в методе. Он предлагает в центр внимания поставить не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта и процесс помощи строить на их основе. Большое внимание в практическом взаимодействии социального работника и клиента уделяется прошлому опыту клиента, его детским переживаниям, ценностям.
Г. Хамильтон расширяет понятие диагноза и переосмысляет его как основу метода. Он рассматривает его не как установку к действию, а как рабочую гипотезу для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы.
Диагноз выступал в качестве модели, которая давала представление о том, как человек встречается с ситуацией проблематики.
Другое направление в развитии теории и практики социальной работы получило название «функциональная школа социальной работы». Идеологами которой выступали О. Ранк и Дж. Таффт.
Функциональная школа в основу своего теоретического построения взяла не диагноз, а процесс взаимодействия работника и клиента.
Процесс рассматривался как форма и средство изменения ситуации.
Задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае устанавливаются другие взаимоотношения между субъектами, они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное направление теоретической мысли виделось в создании и развитии техник и методов помощи клиенту.
Гуманистические подходы Маслоу и Хорни определили дальнейшее развитие функциональной школы социальной работы. Данная школа рассматривается личность как систему, которая постоянно стремиться к своему саморазвитию, позитивному росту.
Дальнейшее развитие теории социальной работы пошло по 4 основным направлениям:
* теория индивидуальной работы;
* теория групповой работы;
* теория общинной работы;
* теория социального администрирования и планирования.
Однако сегодня наблюдается тенденция объединения всех направлений в единую теорию на основе холономных и сипергетических подходов.
В тоже время расширение границ теории социальной работы происходит за счет присвоения и адаптации смежных гуманитарных наук и приспособление их к нуждам и потребностям социальной работы.
Отечественная и западная парадигмы помощи: сущность и различия.
Философия помощи как культурно-историческое явление России возникает в связи с другими явлениями и феноменами, такими, как христианство, государственность, право, развитием общественной морали и норм общественной жизни.
Модели помощи и взаимопомощи, системы, которые существуют в тот или иной исторический период образуют парадигму помощи.
Термин парадигма - образец или модель, был введен Т. Куном в книге «Структура научных революций» (1962 г.) для обозначения преобладающих деятельностей определенного научного сообщества проблем и решений.
Для парадигмы помощи характерны:
* доктрина помощи;
* организационные формы;
* субъекты помощи, в их культурно-исторической индивидуальности;
* объект помощи.
Сравним западную и отечественную модели помощи.
1.Западные модели помощи идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства, мысли и желания отдельного человека, есть высшая самоценность.
1.В основе философии помощи модели лежат идеи соборности. Альтруизм восходит к общинности, коллективизму, к этической, нравственной идее народности, как идее истинности и справедливости.
А.Ф. Лосев так раскрывает идею соборности: «Тут имеется ввиду социальность как глубочайшее основание всей деятельности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальной тело в котором каждая личность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения, в примат общественности и народности, в чувства бесконечной напряженной ответственности перед народом...»
Отсюда индивидуальность проявляется через массовость, а коллективность становится базовым принципом помощи. В этом проявляется особенность социальных предпосылок отечественной модели помощи.
2.В основе философской доктрины помощи и в отечественной и западной модели лежали принципы и идее христианства.
В западной модели процесс помощи рефлексируется как «преображение», которой «предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к «воскрешению» и «возрождению» и превращало нарушителя в достойного члена общества».
В этих подходах виделся индивидуальный путь спасения отдельного человека.
В западной модели помощи участие в судьбе человека принимали различные конфессии.
Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. Философия призрения становится на многие столетия определяющим подходом в отечественной модели помощи.
Призреть - это значить приблизить, озаботиться нуждами ближнего своего. Ориентиром помощи является не «общественный космос», как в западной модели, а мечта, идеал. Поэтому наблюдаются метания в принципах и подходах в системах отечественной помощи.
3.Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции. На западе переход от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывных характер, то в России развитие профессии носило дискретный - прерывный характер.
4.Понятийное поле модели помощи на Западе складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов.
Психология явилась методологической базой развития социальной работы и техника групповой и психо-терапевтической работы легли в основу ее методики.
Понятийное поле социальной помощи в России по-иному. Два направления помощи - социальной обеспечение и социальная работа рассматривались как некое единство. В дальнейшем социальное обеспечение стало преобладать над социальной работой. Социальная работа по своей сути была сведена к организации свободного времени детей и подростков.
Отсюда мы наблюдаем разорванность «понятийного сознания», когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.
Основными параметрами социальной помощи в России явились: архаическая модель, конфессиональная модель, государственная модель, общественно-государственная модель, социальная модель. На безе этого и происходит становление профессиональной социальной помощи.