Факторы возникновения теории социальной работы
Накопление человеком знаний о способах и формах совместной жизни, представлений о справедливости и несправедливости.
Интенсивная урбанизация в XIX-XX веках и, как следствие, тесное проживание больших масс людей в новых городских условиях. Появление новых социальных явлений: массовая безработица, проституция, детская беспризорность, производственная инвалидность и др.
Широкая борьба трудящихся за свои права в XIX веке. Разрушительный характер пролетарских революций активизировал поиски мирных, эволюционных путей к более справедливому общественному устройству.
Выросла роль социально-педагогической деятельности, опирающейся, с одной стороны на решение задач социального воспитания личности, развитие ее способности жить в коллективе, социуме, а с другой - на педагогизацию среды обитания индивида, целых общественных групп. Особенно в микрорайонах, поселке и др.
В современном мире созданию теории социальной работы способствовали такие факторы: осознание глобальных проблем человечества, развитие гуманистических традиций культуры, рост образованности и информированности населения, а также усложнение жизнедеятельности общества и человека.
Все это стимулировало создание теории социальной работы. При этом быль разработаны понятия: концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъективности человека.
Жизненный силы человека понимаются в качестве его способности к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциальные существа; способности к эффективному удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования во всех сферах жизни общества.
Жизненные силы человека представляются как единство индивидуальной и социальной субъективности.
ЖИЗНЕННЫЕ СИЛЫ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ
СУБЪЕКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТИВНОСТЬ
Индивидуальная субъектность понимается как способность человека удовлетворять и развивать свои многообразные потребности индивидуально-личностными средсвами.
Социальная субъектность - способность людей удовлетворять и развивать свои интересы и потребности с помощью социальных институтов, учреждений и организаций общества.
Предметом социальной работы (Теория соц. работы М.; 1994. С.11) являются закономерности становления и реализации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъктности индивида и группы, а также механизмы сопряженности жизненных сил и средств их реализации.
МЕТОДЫ социальной биографии: история семей позволяет выделить механизмы трансляции любых компонентов процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентаций, жизненных позиций и т.д.).
Стратегия социальной политики должна быть ориентирована не на борьбу со следствиями, а прежде всего на преодоление причин, порождающих проблемы.
Социальные проблемы - это отношения между людьми, между людьми и их окружением ведущим к социальным действиям, нарушающим принятые ценности и нормы, становящимся причиной экономических и психоэмоциональных страданий.
Примеры социальных проблем: нужда и бедность; инвалидность и одинокая старость; этнические и национальные проблемы, дискриминация; социальные конфликты; кризисные и стрессовые ситуации; алкоголизм и наркомания; бездомность, преступность и правонарушения, жестокость и девиантное поведение.
Главной целью социальной работы считается «забота о благосостоянии и раскрытие возможностей личности, семьи, общества», социальную работу правомерно рассматривают как личностную службу помощи людям.