Вопрос 6.Формирование кривой спроса. Цена спроса и потребительский излишек

Если предпочтения потребителей и их бюджет, выделенный на приобретение данного товарного набора, различны, то должны различаться максимальные цены, по которым потребители готовы купить товар.

Максимальная цена, по которой потребитель готов приобрести данный товар, называется ценой спроса.

Цена спроса PD зависит от целого ряда факторов, прежде всего от предпочтений (полезности) и бюджета потребителя, и носит субъективный характер. Если товар X предпочитается товару Y, то можно заключить, что у данного потребителя цена спроса товара X (Pdy). По мере увеличения покупок данного товара цена спроса снижается. Правомерно утверждать, что цена спроса выражает степень желанности данного блага для конкретного человека и отражает в денежной форме предельную полезность.

Цена спроса формируется в сознании покупателя при обдумывании им вопроса о предстоящих покупках. Если бюджет потребителя увеличивается, то цена спроса возрастает. В ситуации, когда какая-то вещь стала модной, у ряда покупателей цена спроса на данный товар повышается если рыночная цена какого-либо товара, входящего в потребительский набор данного субъекта, снизилась, то цены спроса на другие или отдельные товары этого набора возрастут.

Построение кривой индивидуального спроса производится с учетом равновесного положения потребителя. На рисунке 6а зафиксировано равновесное положение потребителя при покупке товаров X и Y. График индивидуального спроса иллюстрируется рисунком 6б.

Допусти, что в период времени t потребитель располагает бюджетом, величина которого зафиксирована (рис 6а), линией I-I1. Рыночная цена товара X=Px2* отображена на рисунке 6б. равновесное положение потребителя на верхнем рисунке соответствует точке Е1. на рисунке 3б этой точке соответствует D2 , определяющая спрос X1 при цене Px2* .

Предположим в следующем периоде времени t2 рыночная цена товара X возросла. В этом случае бюджетная линия сдвигается в положение I-I2. Новое равновесие потребителя окажется в точке Е2 , при котором будет приобретено товаров X2 и Y2 .

На рисунке 6б точке Е2 соответствует точка D1 при цене Px3* и количестве спрашиваемого товара X2 . Если же рыночная цена товара X в следующем периоде t3 снизится, то бюджетная линия займет положение I-I3 и новое равновесие потребителя будет в точке Е3 . На рисунке 6б этой точке соответствует D3 с ценой Px1* и спросом X3. Соединив на нижнем графике точки D1, D2, D3 , получим кривую индивидуального спроса на товар X.

Отраслевой рыночный спрос формируется на основе цен спроса отдельных покупательских сегментов.

 

 

Рис. 6 Построение кривой индивидуального спроса, исходя из равновесия потребителя

 

Рассмотрим условный пример. На рынке данного товара существует четыре покупательских сегмента, каждый из которых включает 10 человек, предъявляющих спрос на 10 единиц (по одному покупателя) в течение какого-то времени. Покупатели сегмента a готовы заплатить за единицу товара не больше 5 ден. ед. (их цена спроса), покупатели сегмента b – 4 ден. ед., c – 3 ден. ед. и сегмента e – 2,5 ден. ед.

На основе приведенных цен спроса по группам покупателей формируется кривая рыночного спроса (рис 7).

 

Рис. 7 Формирование рыночного спроса

 

Допустим, что рыночная цена при данном спросе установилась на уровне 3 ден. ед. за единицу. В этой ситуации товар смогут приобрести покупатели сегментов a,b и c. Покупатели сегмента e не пожелают его купить, так как цена спроса на этот товар ниже рыночной цены.

Разница между ценой спроса PD и рыночной ценой P* образует так называемый потребительский излишек ПИ.

 

ПИ= PD - P* (6)

Так, для покупателей сегмента a ПИ=20 ден. ед.= (5-3)10. Для покупателей сегменте b ПИ=10 ден. ед..=(4-3)10. что касается покупателей сегмента c, то у них потребительский излишек не образуется, потому что их цена спроса равна рыночной цене. Общий потребительский излишек образуется сложением потребительских излишков, полученных покупателями. В данном случае общий потребительский излишек равен 30 ден. ед. На графике рис 6 он занимает площадь, лежащую выше линии рыночной цены и ограниченную кривой спроса D.

Возникновение у покупателей потребительского излишка ведет к увеличению спроса на другие товары, входящие в планируемый ими товарный набор, или к его расширению.