Общественные организации и движения.

Заметную роль в общественно-политической жизни играют общественные организации и движения. В отличие от партий, они не претендуют на непосредствен­ное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои спе­цифические задачи и функции, общественные организа­ции и движения оказывают существенное воздействие на власть или добиваются ее замены. Они представляют со­бой разновидности групп интересов и групп давления.

Разветвленная система общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества, свидетельством структурированности его инте­ресов.

Общественная организация — это добровольное объеди­нение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие уста­ва, управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие ее членов в создании иму­щественной основы (членские или целевые взносы).

Согласно этим признакам к общественным организа­циям можно отнести профсоюзы, союзы предпринимате­лей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (писателей, художников, композиторов и т. д.), разнообразные добровольные об­щества (научные, технические, культурно-просветитель­ные и др.).

Общественно-политические движения представляют собой солидарную активность граждан, направленную на достижение общей цели. Ядром таких движений являются инициативные группы, клубы, союзы.

Общественные движения отличаются массовостью, ши­рокой социальной базой, организационной и идейной амор­фностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий.

Общественные движения можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от отношения к социальному строю дви­жения делятся на консервативные и реформаторские, ре­волюционные и контрреволюционные.

Для консервативных движений характерно стремление сохранить существующий строй, прибегая к минимальным и абсолютно необходимым изменениям. В социальном плане основу этих движений составляют представители элиты, усматривающие в переменах опасность ослабления или утраты своих позиций.

Для реформаторских движений характерны действия в рамках существующего социального порядка, направлен­ные на его постепенное изменение. Большинство движе­ний в современном мире относится к этому типу.

Социальную базу реформаторов в значительной степени составляют представители интеллектуальной элиты (уче­ные, преподаватели, юристы и т. д.), которые видят недо­статки существующего строя и считают необходимым про­ведение реформ в сотрудничестве с властями.

Революционные движения отличаются жестким про­тивостоянием существующему порядку и власти, стремле­нием к насильственному переустройству самих основ общественного бытия, ориентацией на насильственное про­движение к власти новой элиты. Социальная база рево­люционеров — чаще всего маргинальная интеллигенция, претендующая на роль лидера массовых движений, ориен­тирующаяся на усиление в народе настроений, оппозици­онных по отношению к власти.

Наконец, контрреволюционные движения направлены против общественного строя, сформировавшегося в резуль­тате победы революционных или реформаторских движе­нии, стремятся заменить его прежним строем.

Можно провести классификацию общественно-полити­ческих движений и по иным критериям.

По масштабам движения бывают локальные, региональ­ные, в пределах государства или группы государств, гло­бальные.

По целям и сферам выделяют движения антивоенные, экологические, женские, молодежные, правозащитные, в защиту потребителей и т. д.

По степени организации движения могут делиться на стихийные, слабоорганизованные и движения с высокой степенью организации; по способам действия — на на­сильственные и ненасильственные; по количеству участ­ников — на массовые и элитарные; по продолжительности действия — на кратковременные и существующие длитель­ное время.

Общественные движения могут формироваться на раз­личной социальной основе. Некоторые (антивоенное, эко­логическое, правозащитное и др.) носят межклассовый ха­рактер.

Другие движения имеют ярко выраженный социально-классовый характер — рабочие, крестьянские, движения интеллигенции, фермеров, мелких собственников. Общест­венные движения могут группироваться по половозраст­ным признакам — молодежные, женские, движения пен­сионеров и др. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, шахтеров и т. п.

Общественные движения по мере усиления организаци­онных начал зачастую становятся основой для образова­ния общественных организаций и даже политических партий. Так, экологическое движение вызвало к жизни различные союзы и ассоциации, а затем и партии «зеле­ных» во многих странах.

Народные движения и фронты в ряде бывших респуб­лик СССР эволюционировали в национально-демократиче­ские партии.

К числу основных функций всех организаций и движе­ний относятся:

1. Выявление и удовлетворение интересов и потребно­стей членов объединения. Эти интересы и потребно­сти первоначально могут выступать в весьма неопре­деленной личностной и эмоциональной форме. Общественные организации и движения преобразу­ют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы, способствуя тем самым ар­тикуляции интересов своих членов.

Наряду с политическими партиями общественные организации и движения в определенной степени ре­шают и задачу агрегации интересов, то есть согласо­вания посредством дискуссий множества частных тре­бований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функ­ция организаций и движений приобретает в услови­ях неразвитой партийной системы.

2. Функция социальной интеграции и мобилизации. Она предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного фор­мирования. Эта функция может иметь и более широ­кий контекст вследствие того, что общественные орга­низации и движения привлекают внимание населения к острым проблемам, выдвигают свои варианты их решения, добиваются поддержки своих начинаний.

3. Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, организа­ции и движения способствуют формированию их жизненной позиции, повышению политической об­разованности и культуры.

4. Репрезентативная функция предполагает предста­вительство и защиту интересов членов общественных объединений во взаимоотношениях с политически­ми институтами.

Воздействие общественных объединений на власт­ные структуры может осуществляться двумя путя­ми: 1) посредством электорального представительства (через избирательные системы); 2) посредством пря­мого представительства организованных интересов.

Основными формами и методами давления общест­венных организаций и движений на органы власти являются следующие: непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных ор­ганов; поддержка на выборах близких политических пар­тий и их кандидатов; участие в разработке законодательных и других нормативных актов; участие в работе парламентских комиссий, совеща­тельных и консультативных органов, экспертных групп при различных государственных органах; организация пропагандистских кампаний в средст­вах массовых информации, сбор подписей под раз­личными требованиями; забастовки, митинги, демонстрации и пр.

5. Функция моделирования новых общественных струк­тур, поиск и испытание нетрадиционных форм со­циальных связей и стиля жизни.

Эта функция особенно отчетливо проявляется в деятель­ности так называемых альтернативных движений, стремя­щихся найти нестандартные решения глобальных и мно­гих конкретных проблем. Их активность направлена прежде всего на проблемы экологии, войны и мира, защиты прав человека, качества жизни и т. п.

Участники этих движений стремятся на собственном примере реализовать систему гуманистических, постмате­риальных ценностей. С этой целью на принципах равенст­ва, справедливости, солидарности и самореализации соз­даются своеобразные типы кооперативов, сельскохозяйст­венных коммун, жилищных сообществ, производственных и культурных учреждений.

К альтернативным движениям близки так называемые гражданские инициативы. Это форма локальной, спонтан­ной коллективной самореализации граждан для защиты своих интересов от действий власти, для организации вза­имопомощи. Гражданские инициативы добиваются реализации кон­кретных требований, претворения своих проектов в обла­сти жилья, образования и воспитания, транспорта, куль­туры, экологии.

Социальную базу альтернативных движений составля­ют главным образом «новые средние слои» — интеллиген­ция, студенчество. Это объясняется нестабильностью их положения при переходе к новому типу цивилизации — постиндустриальному, заинтересованностью в обеспечении достойного качества жизни.

Есть два типа динамики общественно-политических дви­жений. Один из них связан с возникновением, подъемом, расцветом, ослаблением и умиранием движения. Другой имеет циклический, пульсирующий характер, выража­ющийся в волнообразном развитии движений. Этот тип ди­намики характерен для движений, имеющих основатель­ную социальную базу и корни в человеческой природе. К нему могут быть отнесены пацифистские, экологические, феминистские, студенческие и прочие движения, пережи­вавшие периоды подъемов и спадов.