Бизнес-ланч

Бизнес-ланч – это деловая встреча, перенесенная из офиса в более комфортную и непринужденную обстановку ресторана. И только потом – еда. Как показывает практика, сочетание «приятного с полезным» весьма эффективно сказывается на достижении договоренностей.

Итак, вы решили пригласить нужного человека на обед. В какой форме это лучше сделать? Лично, если где-то пересеклись по делам, либо по телефону. Причем, деловой этикет рекомендует делать это за два-три дня, чтобы не нарушать планов приглашенного и не срывать другие назначенные встречи. Если хотите продемонстрировать высокий уровень, пришлите партнеру накануне свою визитку, где в левом нижнем углу от руки написано «p.m.» – pour memory (фр.) – «для памяти», а на обратной стороне – дата, время и место встречи (название ресторана). Не опаздывать! По европейской статистике, количество людей, опаздывающих на встречи, достигает 65%. Думается, у нас в России этот процент намного выше. И, что существенно, инициатор встречи должен прийти первым. Гость прибыл! Не забудьте встать и сделать несколько шагов ему навстречу - это касается деловых людей обоего пола, что противоречит старому правилу, согласно которому женщина может продолжать сидеть при появлении мужчины. В официальной обстановке это правило не действует. Если только дама не пришла на деловой обед в качестве супруги бизнесмена (этого иногда требует протокол), что позволяет ей не вставать для приветствия, – достаточно того, что встает ее супруг.

Ни в коем случае не целуйте женщине руку! А вот помочь гостье сесть за стол, если это не сделал официант, ее деловому партнеру-мужчине вполне уместно. К слову, рассадка за столом во время бизнес-ланча тоже очень важна. Не забывайте: вы встречаетесь для делового разговора. Исходя из тактических соображений (и общепринятых правил приличия), собеседнику нужно смотреть в глаза. Поэтому, предпочтительно сесть друг напротив друга, причем, с места гостя должен открываться лучший обзор.

Выбор блюд – дело сугубо индивидуальное. Один из участников может заказать стандартный бизнес-ланч, другой – выбрать понравившиеся блюда по карте меню. Иногда приглашенный чувствует себя неловко и старается заказывать не самые дорогие блюда, дабы не вводить в большие траты хозяина встречи. Правильно ли это? Нет. Если инициатор встречи пригласил своего гостя в данное заведение (а ресторан выбирает принимающая сторона), значит – в состоянии оплатить счет. А вот выбор алкогольных напитков, в особенности, дорогих вин и коньяков, является привилегией пригласившего. Правда, если тот не слишком в них разбирается, а профессионального сомелье в ресторане нет, вполне уместно прибегнуть к помощи гостя.

«Когда же разговор начать?» Ведь ради этого, собственно, и встретились. Разумеется. Но беседу в подобной обстановке тоже следует построить корректно, чтобы у гостей не сложилось впечатление, что их «используют».

По протокольным правилам любой деловой разговор должен начинаться с так называемой «светской беседы», проще говоря, обмена стандартным набором любезностей и обсуждения нейтральных тем. И только потом – к делу. Бывает, что деловые вопросы обсуждаются уже за десертом и кофе.

Пожалуй, самый щекотливый момент в рассматриваемой ситуации – оплата счета. В деловом этикете существует классическое правило: кто приглашал, тот и платит. Но есть и нюансы. Перед началом обеда, либо когда подан счет, гость может предложить разделить его, либо даже оплатить полностью. И если хозяин встречи не возражает, подобная практика допускается.

И наконец, последнее. Должен ли приглашенный чувствовать себя обязанным сделать впоследствии ответный жест, пригласив на бизнес-ланч того, чьим гостем являлся? Совершенно не обязательно, хотя и не исключается. Рекомендуется в ближайшие пару дней отправить письмо по электронной почте со словами благодарности или свою визитную карточку с шифром «p.r.» – pour remercier (фр.) – «благодарю».