Тема: Усовершенствование земельных отношений и землеустройство в 1960-1980 года.
1.Основные черты земельных отношений периода развитого социализма. «Основы земельного законодательства СССР» и его влияние на усовершенствование земельных отношений.
2.Развитие работ по улучшению организации использования земель в связи с реализацией Продовольственной программы.
3.Годы «застоя».
1.Основные черты земельных отношений периода развитого социализма. «Основы земельного законодательства СССР» и его влияние на усовершенствование земельных отношений.
После XXII съезда КПСС начался, по существу, новый период дальнейшего совершенствования землеустройства. Интенсификация сельскохозяйственного производства выдвинула более высокие требования к решению вопросов организации территории и их экономическому обоснованию, которые не возникали при земелеустройстве, проводившемся в пятидесятых годах. Это потребовало от органов землеустройства давать научно обоснованные решения по всем элементам организации территории. В 1961 г. землеустроительные органы были реорганизованы, созданы проектные институты по землеустройству и их и их областные экспедиции. Основные усилия были направлены на то, чтобы за 2— 3 года завершить внутрихозяйственное землеустройство и ввести правильные севообороты в колхозах и совхозах. Однако продолжавшиеся многочисленные реорганизации (укрупнение и разукрупнение, изменение специализации многих хозяйств и пр.) помешали этому. В 1962—1963 гг. в опорно-показательных хозяйствах проводилось землеустройство, получившее название научно обоснованной организации территории. В проектах такого землеустройства большое внимание уделялось установлению оптимальных размеров производственных подразделений (отделений, производственных участков, бригад, ферм), введению рациональных севооборотов, правильному размещению полей, разработке агролесомелиоративных и других мероприятий.
Как известно, в результате детальных почвенных обследований в стране выявились большие площади земель, подверженных водной эрозии. Поэтому в 1963— 1965 гг. органы землеустройства начали экспериментальные работы по противоэрозионной организации территории, то есть разработке проектов внутрихозяйственного землеустройства с одновременным решением в них комплекса организационных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических противоэрозионных мероприятий. На Украине, например, такие проекты были составлены в Харьковской области для 11 хозяйств, для Донецкой овражно-балочной системы на площади 52,4 тыс. га, где эрозии подвержено 51,8% земель; в Житомирской области для 10 хозяйств на площади 44,6 тыс. га, где эродировано 73,5 % земель. Такие работы продолжались и в последущие годы.
В 1962—1965 гг. выполнялись и такие новые работы, каксоставление проектов освоения орошаемых земель наУкраине, в южных областях РСФСР, в республиках Закавказья и Средней Азии, а также проектов землеустройства с одновременным составлением оргхозплана. Были начаты опытные работы по разработке земельного кадастра.
Следует отметить, что для рационального размещения производительных сил на территории сельскохозяйственных районов и определения перспектив их развития в декабре 1959 года было принято решение о составлении схем районных планировок. С того года их разработкой наряду с другими проектными
организациями стали заниматься Гипроземы.
Схемы районных планировок стали использоваться при составлении проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства.
В 1961 —1965 гг. значительное место занимали работы по организации территории пастбищ и многолетних насаждений, государственному учету земель, регулированию и упорядочению приусадебного землепользования, разработке генпланов застройки населенных пунктов и хозяйственных центров, корректировке планов, обследованию земель (почвенному, агрохозяйственному, геоботаническому и др.), составлению почвенных карт, картограмм и другие работы
Начиная с 1959 г. темпы развития сельского хозяйства снизились. Планы по подъему сельского хозяйства за семь лет не были выполнены. Производство валовой продукции сельского хозяйства к 1965 г. должно было возрасти на 70 %, а фактический прирост составил всего лишь 10 %'. Особенно медленно росло производство зерна и животноводческой продукции.
Пленум вскрыл причины медленного подъема сельского хозяйства (недостаточный учет экономических законов развития сельскохозяйственного производства, непрерывные организационные перестройки, извращение принципов планирования, навязывание хозяйствам необоснованных заданий, произвольное изменение географического размещения культур, допущение произвола в ценообразовании, игнорирование принципа сочетания общественных и личных интересов и другие), которые привели к серьезным недостаткам при разработке проектов землеустройства и вводимых севооборотов. В ряде районов и областей были ликвидированы кормовые (прифермские) севообороты даже в тех хозяйствах, где они экономически себя оправдывали.
Пленум наметил конкретные пути устранения недостатков в руководстве сельскохозяйственным производством и меры по дальнейшему развитию сельского хозяйства, тем самым положил начало новой политике современного периода — периода развитого социализма.
Мартовский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС конкретизировал задачи землеустройства: наведение должного порядка на земле; коренное улучшение использования земли; восстановление нарушенных севооборотов и введение их там, где они не были разработаны.
Проведенная в конце 1965 г. проверка землеустроенности колхозов и совхозов и освоения вводимых севооборотов показала, что 60 % ранее составленных проектов землеустройства не отвечало требованиям развития колхозов и совхозов, севообороты не были освоены в 69 % хозяйств. Поэтому в 1966—1970 гг. проведение внутрихозяйственного землеустройства и введение рациональных севооборотов было важнейшей задачей Гипроземов и их подразделений.
На XXIII съезде КПСС были одобрены решения мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и намечены меры по повышению культуры земледелия: рациональное использование земельных угодий, введение правильных севооборотов, борьба с эрозией почв, создание полезащитных лесонасаждений, разработка планов организационно-хозяйственного устройства колхозов и совхозов, завершение составления почвенных карт, проведение качественной оценки земель.
На майском (1966 г.) Пленуме ЦК КПСС и в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур» была намечена широкая программа мелиорации и улучшения природных сенокосов и пастбищ во всех районах, наведения образцового порядка на земле во всех хозяйствах, усиления охраны сельскохозяйственных угодий и повышения ответственности за их использование.
Министерство сельского хозяйства СССР было обязано силами Гипроземов с участием институтов Гипроводхоз и Союзгипролесхоз, других научноисследовательских и проектных институтов и учреждений разработать научно обоснованные проекты организации территории с комплексом мероприятий по борьбе с эрозией почв. Проектирование противоэрозионных мероприятий рекомендовалось проводить в границах целых районов водосборов или регионов, подверженных водной и ветровой эрозии, с тем что бы не допускать распыления средств по многим объектам.
В соответствии с постановлением для научной разработки вопросов рационального использования земельных ресурсов и защиты почв от эрозии, методов упорядочения землепользования и землеустройства, учета и оценки качества земель и прогнозов их использования в 1968 г. был создан Государственный научно-исследовательский институт земельных ресурсов (ГИЗР).
Межхозяйственное землеустройство в 1966—1970 гг. проводилось в основном в связи с отводами земель для промышленных и общественных нужд, выдачей государственных актов, укрупнением мелких хозяйств и разукрупнением крупных, устранением недостатков землепользовании и т. д. Внутрихозяйственное землеустройство было связано в основном с реорганизацией хозяйств, организацией новых совхозов, со значительными изменениями в соотношении сельскохозяйственных угодий и в специализации производства. Оно проводилось и в тех хозяйствах, где устарели проекты землеустройства. С 1967 г. внутрихозяйственное землеустройство стало комплексным мероприятием: вопросы организации всех сельскохозяйственных угодий решались в увязке с вопросами мелиорации земель, охраны почв от эрозии.
При составлении проектов внутрихозяйственного землеустройства в районах, подверженных водной эрозии, сельскохозяйственные угодья стали подразделять на категории в зависимости от степени эродированности. Для каждой категории разрабатывались конкретные агротехнические и организационно-хозяйственные, лесомелиоративные и гидротехнические мероприятия.
Большее внимание стали уделять экономическому обоснованию проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, более детальной и обоснованной разработке составных частей и элементов, особенно таких, как размещение производственных подразделений хозяйств, устройство территории сельскохозяйственных угодий и севооборотов, размещение дрожной сети и других.
13 декабря 1968 г. сессия Верховного Совета СССР утвердила «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» вместо устаревшего закона «Общие начала землепользования и землеустройства» (1928г.).
«Основы» стали основным законодательным актом по регулированию земельных отношений и проведению государственного землеустройства.
«Основы» состоят из преамбулы и одиннадцати разделов, содержащих пятьдесят статей.
В преамбуле подчеркивается, что основу земельных и отношений в СССР составляет государственная собственность на землю, возникшая в результате национализации. Особо отмечена роль земли в общественном производстве, дано понятие земельных отношений в период развитого социализма: земельные отношения в СССР— это производственные отношения, связанные с использованием земли как главного средства производства в сельском хозяйстве и пространственного базиса размещения и развития всех отраслей народного хозяйства.
В первом разделе «Общие положения» сформулированы задачи земельного законодательства и компетенции Союза ССР и союзных республик по регулированию земельных отношений, общие вопросы земельных отн ошений, права и обязанности землепользователей и др.
Земельные отношения регулируются «Основами» и издаваемыми в соответствии с ними другими земельными законами Союза ССР: земельными кодексами и другими актами земельного законодательства союзных республик.
Земля в СССР состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование. Нарушение права государственной собственности на землю запрещается.
Вся земля в СССР составляет единый государственный земельный фонд, который по целевому назначению делится на шесть категорий земель:
1) сельскохозяйственного назначения (землепользование колхозов, совхозов и др.);
2) населенных пунктов;
3) промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения;
4) государственного лесного фонда;
5) государственного водного фонда;
6) государственного запаса.
Компетенции правительства Союза ССР по регулированию земельных отношений подлежат распоряжение единым государственным фондом в соответствии с Конституцией СССР, установление основных положений землепользования и землеустройства, утверждение перспективных планов использования земельных ресурсов в соответствии с потребностями развития всех отраслей народного хозяйства, общесоюзных планов по мелиорации земель и других мероприятий по повышению плодородия почв, основных положений по охране почв, установление государственного контроля за использованием земель, единой для Союза ССР системы учета, регистрации землепользовании и порядка ведения земельного кадастра, а также порядка составления ежегодного земельного баланса СССР.
Правительства союзных республик распоряжаются в пределах республики единым государственным земельным фондом и разрабатывают перспективные планы его использования, устанавливают порядок пользования землей и организации землеустройства, разрабатывают планы мелиорации земель, борьбы с эрозией и повышения плодородия почв.
Землепользователям — колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным организациям, предприятиям, учреждениям и гражданам СССР земля предоставляется в бесплатное бессрочное или временное пользование.
Предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода на основании постановления Совета Министров республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, установленном законами.
Земли, пригодные для сельского хозяйства, должны отводиться прежде всего для сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений. Для несельскохозяйственных нужд разрешается предоставлять земли несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества.
Изъятие орошаемых и осушенных земель, пашни, многолетних плодовых насаждений и виноградников для несельскохозяйственных нужд допускается в исключиьельных случаях и только по постановлению Советов Министров союзных республик.
В заключительных статьях первого раздела отменится, что приступать к использованию предоставленного участка до установления землеустроительными органами границ и выдачи документов на право пользования землей запрещается. При неиспользовании земельного участка в течение двух лет подряд или использовании его не в соответствии с той целью, для которой он предоставлен, право пользования может быть прекращено. Возмещение убытков землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земель, осуществляется за счет предприятий, организаций и учреждений, которым произведен отвод.
Разделы второй — седьмой посвящены правовому регулированию пользования отдельных категорий земель (иного государственного земельного фонда: земель сельскохозяйственного назначения (второй раздел), населенных пунктов (третий раздел), промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения (четвертый раздел), государственного лесного и водного фондов (пятый и шестой разделы), государственного запаса (седьмой раздел).
Специальный раздел отведен положениям о государственном земельном кадастре. В нем изложены составные части и назначение кадастра.
Девятый раздел «Основ» определяет задачи и действия государственного землеустройства как одно из вежнейших мероприятий по осуществлению решений государственных органов в области пользования землей.
Десятый раздел посвящен разрешению земельных споров, а заключительный, одиннадцатый раздел предусматривает ответственность за нарушение земельного законодательства.
В развитие и дополнение «Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» во всех союзных республиках в 1970 г. были приняты Земельные кодексы, отражающие нормы и особенности земельных отношений в каждой из них.
Важным документом по регулированию земельных отношений явился также Примерный Устав колхоза, принятый на III Всесоюзном съезде колхозников в 1969 г. Согласно Примерному Уставу, земля, закрепляемая за колхозом, является государственной собственностью, то есть всенародным достоянием, и не может быть объектом купли--продажи, сдачи в аренду и других сделок; каждому колхозу выдается исполнительным комитетом районного (городского) Совета народных депутатов государственный акт на право пользования землей; колхоз обязан наиболее полно и правильно использовать и постоянно улучшать закрепленную за ним землю, повышать ее плодородие, вовлекать в сельскохозяйственное производство неиспользуемые земли; уменьшение площади колхозных земель или изменение границ землепользования колхоза, вызываемое государственными или общественными надобностями, проводится только с согласия общего собрания колхозников по решениям соответствующих государственных органов.
Примерный Устав колхоза предусматривает все необходимые организационно-правовые вопросы для правильного использования не только земли, но и всего колхозного имущества.
Выполнение проектно-изыскательских землеустроительных работ в семидесятые годы было направлено прежде всего на выполнения решений XXIV и XXV съездов КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР» (1974 г.), постановления Совета Министров СССР «О мерах по улучшению организации работ по защите почв от ветровой и водной эрозии» (1975 г.) и постановления ЦК КПСС «О дальнейшем развитии специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции» (1976 г.). В1971—1975 гг. землеустроительные работы включили: составление схем землеустройства района (области, края, АССР); межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство с противоэрозионной организацией территории; составление планов организационно-хозяйственного устройства, проектно-сметной документации по противоэрозионным мероприятиям, коренному улучшению сельскохозяйственных угодий, не требующих осушения; различного рода съемочные работы; почвенные, геоботанические, агрохозяйственные и другие виды обследований; государственный учет земель с качественной и экономической оценкой; составление схем районной планировки и др.
Межхозяйственное землеустройство было связано с образованием межхозяйственных аграрно-промышленных объединений и предприятий в условиях концентрации и углубления специализации сельскохозяйственного производства, а также с упорядочением и изменением существующих землепользовании. За годы девятой пятилетки межхозяйственным землеустройством было охвачено около 5 тыс. хозяйств.
Внутрихозяйственное землеустройство проводилось с учетом задач по дальнейшей интенсификации производства и наведению должного порядка в использовании земли. Проекты внутрихозяйственного землеустройства были комплексными. В них разрабатывались противоэрозионные (агротехнические, агролесомелиоративные, гидротехнические), дорожные, водохозяйственные и другие мероприятия, а также научно обоснованные севообороты. Всего за девятую пятилетку были составлены проекты внутрихозяйственного землеустройства для 13,5 тыс. хозяйств, изготовлены и выданы документы 16,2 тыс. хозяйствам.
Дальнейшему развитию и совершенствованию земельных отношений способствовали процессы межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, явившиеся, по существу, развитием и продолжением реализации ленинского кооперативного плана.
Несмотря на то, что в условиях межхозяйственной кооперации основными сельскохозяйственными землепользователями остаются отдельные колхозы и совхозы, входящие в состав объединений, организация использования их земель направляется не только на реализацию потребностей данного хозяйства, но и должна учитывать нужды хозяйств—участников кооперации.
Существенной особенностью землеустройства семидесятых годов явилось расширение и углубление его содержания. К традиционным межхозяйственному и внутрихозяйственному землеустройству прибавился целый ряд новых направлений в организации использования земель, таких, как прогнозирование и планирование использования земель в Генеральных схемах использования земельных ресурсов СССР и союзных республик, схемах землеустройства областей и районов страны, рекультивация земель, нарушенных несельскохозяйственными отраслями народного хозяйства, проведение земельнокадастровых работ, рабочее проектирование, связанное с улучшением отдельных земельных участков, и др. Вземлеустроительных схемах и проектах больше внимания стали уделять экономическому обоснованию проектных решений, существенно расширились природоохранные функции землеустройства как при межхозяйственном, так и при внутрихозяйственном землеустройстве в большей степени стали учитываться межхозяйственные связи сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, возникающие в процессе межхозяйственнрй кооперации и агропромышленной интеграции.
В 1975—1980 гг. проведен большой объем работ, связанных с подъемом сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР. В 1974—1975 гг. на всей территории Нечерноземной зоны была проведена инвентаризация земель, которая стала основой для планирования мероприятий по улучшению их использования.
В последующие годы во всех областях и районах нечерноземной зоны были проведены работы по составлению схем землеустройства сельскохозяйственных предприятий. Они были направлены на ликвидацию не достатков землепользования, устранение мелкоконтурности, улучшение состояния земель, совершенствование сруктуры управления, интенсификацию производства, улучшение социально-экономических условий жизни сельского населения и др. Особое внимание при этом уделялось увязке землеустроительных и мелиоративных работ, введению прогрессивных технологий сельскохозяйственного производства и соответствующих им форм организации территории, размещению дорожной сети, культуртехническим работам по улучшению состояния и использования земельных угодий.
После принятия постановления Совета Министров СССР «О порядке ведения государственного земельного кадастра» (1977 г.) стали широко проводиться работы по земельному кадастру, по определению производительной способности земель различного качества. Этому предшествовали многолетние научные разработки и опытные работы, в результате которых была создана единая общесоюзная методика по оценке земель. В 1977—1980 гг. по этой методике силами проектных институтов по землеустройству была проведена оценка земель в основных земледельческих зонах страны. В результате получены сравнительные данные производительной способности земель по урожайности основных сельскохозяйственных культур, стоимости продукции растениеводства, окупаемости затрат и дифференциальному доходу.
2.Развитие работ по улучшению организации использования земель в связи с реализацией Продовольственной программы.
Потребность страны в продовольствии удовлетворялась не полностью. В целях решения этой проблеммы была разработана продовольственная программа страны на период до 1990 года.
Продовольственная программа воплотила в себе комплексный, целевой подход в решении проблемы обеспечения населения страны продуктами питания, увязывающий и объединяющий работу по производству сельскохозяйственной продукции, ее транспортировки, хранению, переработке и реализации.
Решение поставленных задач было непосредственно связано с повышением эффективности сельскохозяйственного производства. При дальнейшем расширении посевных площадей и увеличении поголовья скота главным звеном остается повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота и птицы в животноводстве.
Продовольственная программа страны выдвинула ряд задач, решение которых требовало дальнейшего совершенствования организации территории и практики регулирования земельных отношений.
Одной из важнейших задач при этом являлась задача совершенствования управления земельными ресурсами.
В эти годы в стране были проделаны большие работы по экономической оценке земель материалы которой вместе с другими данными земельного кадастра в значительной мере улучшили информационное обеспечение управления земельными ресурсами. Намечено проведение очередного тура земельнооценочных работ на основе более совершенной методики.
В организации эффективного использования земель большую роль играло оперативное управление земельными ресурсами в областях и административных районах. Динамичность процессов развития народного хозяйства требовала создания в каждом районе системы оперативного управления земельными ресурсами, содержащей в себе все необходимые функции, обеспечивающие рациональное и эффективное использование земли и ее охрану.
Важнейшей составной частью управления земельными ресурсами был государственный контроль за использованием и охраной земель возложенный на землеустроительные органы страны, который также требовали дальнейшего совершенствования организации и повышения действенности.
Интенсификация сельскохозяйственного производства в то время базировалась на дальнейшей специализации и концентрации на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, в стране уже был накоплен значительный опыт создания и функционирования крупных межхозяйственных объединений и агропромышленных комплексов.
При создании межхозяйственных объединений и агропромышленных комплексов как межхозяйственное, так и внутрихозяйственное землеустройство уже не могло проводиться отдельно и независимо для каждого сельскохозяйственного предприятия, хотя юридически: землепользования большинства из них оставались самостоятельными. Организация территории всех участников объединения проводилась взаимоувязанно исходя из потребностей как всего объединения в целом, так и каждого предприятия, входящего в его состав.
Внедрение научно обоснованных систем земледелия, учитывающих природно-климатические условия каждой зоны, области и района, также требовали привязки всех рекомендаций к конкретной территории не только сельскохозяйственного предприятия в целом, но и от дельных его участков. Особенно остро эта задача стояла в районах, подверженных эрозии, и районах контурного земледелия.
Дальнейшее совершенствование содержания и методов землеустройства тесно увязывались с системами земледелия. Например, почвозащитная система земледелия, широко внедряемая в степных районах страны, требовала существенного изменения в методах организации территории. Она связывалась с использованием таких отличительных особенностей, как проектирование и освоение парозерновых севооборотов с короткой ротацией, посевы кулис и деление паровых полей на полосы, полосные посевы на эродированных почвах и др.
Продовольственной программой было предусмотрено значительное увеличение площади мелиорированных земель.
Важнейшей социально-экономической задачей являлась рекультивация земель, нарушенных промышленностью. Во многих районах страны значительные территории были заняты отработанными карьерами, отвалами пустой породы или подвержены разрушению поверхностного слоя в результате геологоразведочных, строительных и других работ. Были разработаны методы рекультивации таких земель, несмотря на то, что это требовало значительных затрат, которые не всегда окупаются в короткие сроки. Использование рекультивированных земель являлось значительным резервом в реализации Продовольственной программы.
В стране еще не были исчерпаны все возможности освоения не используемых или частично используемых земель. Понятие пригодности земель для сельскохозяйственного производства менялось с развитием научно-технического прогресса. Те земли, которые ранее считались абсолютно непригодными, были вовлечены в производство.
Землеустроительные проекты, связаные с освоением новых земель, должны были быть обоснованы не только экономически, но и экологически.
В решении продовольственной проблемы значительное место отводилось подсобным хозяйствам промышленных, транспортных и других несельскохозяйственных предприятий и организаций. Их создание и функционирование должно было осуществляться только на основе проектов землеустройства. Была разработана методика составления таких проектов, предусматривающая использование части земель сельскохозяйственных предприятий и резервов финансовых, материальных и трудовых ресурсов промышленных предприятий для производства дополнительного количества сельскохозяйственных продуктов и частичного удовлетворения потребности в них рабочих и служащих несельскохозяйственных отраслей.
Дальнейшее развитие получают садовые и огородные кооперативы и товарищества, которые создаются в большинстве своем на ранее неиспользуемых землях и производят значительное количество фруктов и овощей. Однако при организации таких кооперативов имели место случаи нарушения земельного законодательства, нерационального использования отведенных земель и другие недостатки землепользования. Землеустроительные органы должны были обеспечить строгий контроль за землепользованием и оказывать помощь кооперативам и товариществам в организации наиболее рационального использования отведенных земель.
В связи с развитием личного подсобного хозяйства сельских жителей, предусмотривались проекты землеустройства сельскохозяйственных предприятий, которые должны были учитывать потребности в кормах для скота в личном пользовании, предусматривать участки для его пастьбы и сенокошения.
Важнейшей задачей, поставленой Продовольственной программой, являлось улучшение социально-бытовых условий жизни на селе. В частности, прёдусматривалось строительство жилых домов, увеличение объема бытовых услуг, строительство большого количества школ, больниц, домов культуры и клубов, строительство автомобильных дорог общего пользования и внутрихозяйственных дорог. В реализации этой задачи значительное место принадлежало землеустройству. Землеустроительные схемы и проекты должны были в полной мере учитывать потребности сельских жителей в улучшении социально-бытовых условий, тесно увязываться с проектами планировки и застройки сельских населенных мест, дорожного строительства и с другими плановыми и проектными документами.
3.Годы «застоя».
Года "застоя" – это время от захвата власти в Советском Союзе и дальнейшего руководства страной группой партработников - Брежневым, Андроповым, Черненко. В политической и экономической жизни страны произошли некоторые изменения.
Активная внешняя политика привела к усилению давления на Чехословакию и Польшу, а также к военному вмешательству в Афганистан – это вызвало увеличение расходов на развитие оборонительной промышленности за счет сельского хозяйства. Советское государство начало закупать за границей зерно, вывозя нефть и газ. В эти времена продолжалось строительство на Днепре новых ГЭС и водохранилищ, больших откормочных животноводческих комплексов, работа которых не отмечалась большой эффективностью.
Начались абсурдные работы по переселению людей из так называемых "неперспективных" населенных пунктов в "перспективные", которые требовали большой затраты. Значительная часть колхозов, в зоне больших городов и промышленных районов, была переведена в совхозы, а оплата работы колхозников – на денежную систему.
В стране достигла неслыханных размеров коррупция во всех сферах деятельности, зато значительно возросла роль партийных организаций, которые принимали на себя функции государственных органов. Проводились такие землеустроительные работы:
1) корректирование севооборотов в ранее землеустроенных хозяйствах;
2) межхозяйственное землеустройство в зонах строительства новых водохранилищ на Днепре;
3) бонитировка почв почти по всем землям сельскохозяйственного назначения (бонитировка необходима для составления земельного кадастра).