БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в значительной степени способствует развитию эстетического вос­приятия детей, уточнению имеющихся у них представлений и понятий, обогащает учащихся новыми знаниями и сведениями, оказывает большую помощь в развитии речи и мышления.

В первом-третьем классах занятия ограничиваются рас­сматриванием репродукций художественных произведений и краткими беседами о них, а также разбором иллюстраций в дет­ских книгах. Отдельных уроков для такой работы в младших классах не отводится, а выделяется 10 – 15 минут в начале или в конце урока. В течение этого времени рекомендуется рассмат­ривать 1 – 2 картины или 3 – 4 иллюстрации в книге и не более 4 – 5 предметов декоративно-прикладного искусства.

При проведении бесед необходимо учитывать юбилейные даты, даты красного календаря, а также времена года, содержа­ние материала уроков чтения, развития речи, предметных уроков, экскурсий.

В тех случаях, когда у учителя нет репродукций картин, пре­дусмотренных школьной программой, их можно заменить, подо­брав другие; надо только, чтобы они отвечали задачам вспо­могательной школы и были доступны для понимания учащихся данного класса.

При ознакомлении с произведениями изобразительного ис­кусства процесс восприятия у учащихся вспомогательной школы протекает значительно медленнее, чем у нормальных школьни­ков. Поэтому время, отводимое для рассматривания картин, должно увеличиваться. В свою очередь, медленность восприятия снижает ясность восприятия изобразительных предметов сколь­зящим взором, а узость восприятия препятствует одновремен­ному восприятию значительной группы предметов. В результате этого умственно отсталые школьники допускают ошибки при узнавании предмета и поэтому нередко искажают смысл изобра­женной ситуации.

Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобра­зительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на разви­тие у детей зрительного восприятия: рассматривание рисунков и учебных таблиц в букваре, в книгах для чтения, в детских книжках и журналах (например, «Веселые картинки», «Мурзилка», «Юный натуралист»).

Рассматривание иллюстраций на занятиях по изобразитель­ному искусству должно быть тесно связано с предметными уро­ками. Всестороннее изучение натуральных предметов и их гра­фических изображений способствует лучшему пониманию и за­поминанию изучаемого материала. Кроме того, тематика неко­торых предметных уроков неизбежно требует иллюстративного материала (например, тема «Домашние и дикие животные: ло­шадь, корова, свинья, волк, лиса, медведь»).

Учащимся школы восьмого вида более близки и понятны образы животных (по сказкам, иллюстрациям). Знакомство с некоторыми из них предусмотрено учебной программой на экскурсиях. В связи с этим в младших классах целесообразно познакомить учащихся с наиболее известными рисунками таких художников, как Ю.А. Васнецов, В.А. Ватагин, В.В. Лебедев, Е.М. Рачев, Е.И. Чарушин.

Рассматривание картины и иллюстраций лучше сочетать с последующей практической работой, особенно на уроках тема­тического рисования. Так, при иллюстрировании в первом клас­се сказки «Колобок» желательно показать детям рисунки зайца, волка, медведя и лисы, выполненные Е.И. Чарушиным. Эти иллюстрации являются высокохудожественными произведения­ми, которые адресованы специально детям. Добрыми и слав­ными, добродушными и немного смешными изображает худож­ник своих героев.

Перед рисованием на тему сказки Л.Н. Толстого «Три мед­ведя», «Теремок» можно рекомендовать для показа рисунки Ю.А. Васнецова. В иллюстрациях этого художника животным приданы человеческие черты и одновременно подчеркнуты при­сущие каждому из них особенности.

Рисованию на тему «Зимние забавы» может предшествовать рассматривание серии картинок «Зимние развлечения детей» и т.п.

Рассматривая картинки, можно использовать игровой прием, способствующий развитию у детей наблюдательности. Учитель задает вопрос: «Кто больше увидит на картинке?» – и тем са­мым вовлекает учащихся в своеобразное соревнование, помогая понять содержание иллюстрации.

Учащиеся младших классов при рассматривании картинок учатся не только узнавать в них знакомые предметы и правильно называть их, но и уточняют понятия о цвете, форме, величине и расположении этих предметов.

Несмотря на то, что в первом-втором классах задача в основном сводится к тому, чтобы научить детей узнавать и раз­личать изображения предметов, необходимо с самого начала обучения давать им различные задания по картинкам, которые устанавливали бы взаимосвязь между объектами. В противном случае у учащихся выработается стойкая привычка только перечислять изображенные предметы.

Очень ценно с педагогической точки зрения рассматривание сюжетных картинок, так как восприятие их требует от учащихся сложной умственной деятельности. В серии из двух-трех карти­нок им необходимо узнать ряд объектов, раскрыть причинно-следственные отношения в действиях персонажей и на этой ос­ияя понять изображенную ситуацию в целом.

Картинный сюжет, затрагивая эмоции учащихся, повышает их любознательность и активность в рассматривании и анализе картинок, в сопоставлении предметов, в обозначении действий и т.д.

Если в первом – втором классах при проведении беседы учи­тель в основном должен работать над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы, то в третьем – четвертом классах большое внимание ему сле­дует уделять выработке у детей умения понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступ­ные для осмысления учащихся средства художественной выра­зительности.

Постепенно у учащихся углубляется понимание событий, изо­браженных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал это содержание: о характере персонажей, о расположе­и предметов и действующих лиц, о красках и т. Д. Большую помощь в этом оказывает им образец – рассказ учителя.

Рассказ учителя должен быть по возможности живым, бога­тым по интонации, эмоциональным, выразительным. Так как у умственно отсталых школьников проявление чувств и душевные переживания значительно снижены, то для усиления эмоцио­нального воздействия картины на учащихся полезно привлекать, когда это возможно, произведения художественной литературы (строки стихотворений, отрывки из сказок и рассказов, за­гадки).

Значительное внимание учитель должен уделить тому, чтобы научить детей понимать различные выражения эмоций действую­щих лиц, внутреннее душевное состояние людей, переданное в художественных произведениях. Это почти всегда в той или иной степени затрудняет учащихся вспомогательной школы. Дети очень часто допускают ошибки в толковании мимики персонажей картины, сложные и тонкие переживания героев заменяют более простыми, элементарными. Выразительные движения персонажей учащиеся истолковывают подчас как внешнюю позу, без всякой связи с эмоциональным состоя­нием.

Во время бесед об искусстве не следует забывать о коррекционной иаботе по исправлению недостатков произношения, обогащению словаря и развитию разговорной речи учащихся.

Беседу по картинам можно строить в таком порядке. Сна­чала учащиеся самостоятельно рассматривают картину (иногда репродукции картин полезно вывесить до начала урока, чтобы дети рассмотрели их на перемене); затем учитель ставит во­просы, помогающие понять, что изображено на картине; далее учащиеся дают оценку картине («нравится», «не нравится», «почему нравится»), а также называют некоторые средства художественного выражения в той мере, в какой это им доступ­но. После этого учитель рассказывает о содержании картины. В заключение по вопросам учителя проводится закрепление нового материала.

Очень важно проводить повторное рассматривание уже зна­комых учащимся картин, которые обычно вызывают у детей оживленные высказывания. Спустя некоторое время после пер­вого рассматривания картины учащиеся нередко подмечают в ней новые детали, о которых ничего не говорили в первый раз. Кроме того, краткое повторное рассматривание картин ияя­ется важным условием достижения прочности в усвоении зна­ний по изобразительному искусству.

При проведении бесед рекомендуется использовать диа­фильмы и диапозитивы, так как с помощью проекционной аппа­ратуры можно получить крупное воспроизведение картины, что особенно важно для учащихся вспомогательной школы. В этом отношении особенно полезен эпидиаскоп, позволяющий проек­тировать на экран как прозрачные изображения (диапозити­вы), так и непрозрачные, т. Е. репродукции и их фрагменты из книг, журналов, а также открытки, рисунки и т.д.

Там, где это возможно, следует проводить экскурсии в му­зеи, картинные галереи, а также к памятникам искусства, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных худо­жественных промыслов.

Приводим краткий план уроков-бесед по картинам в треть­ем – четвертом классах.

Тема урока. Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (III класс).

Сюжет картины. Конец марта. Заканчивается первый месяц весны. Ярче светит солнце, голубеет небо. Начинаются оттепели. На солнечном припеке появились проталинки. В низи­нах стоит вода. На крышах снег уже растаял. Деревья стоят еще голые. На них отчетливо видны черные шапки – грачиные гнезда. Стаи птиц с криком летают над березами. Это грачи прибыли в родные края. Весна идет…

Содержание урока.

1. Рассматривание картины учащимися.

2. Определение содержания картины по допросам учителя: «Что вы видите на переднем плане картины? Что изображено вдали? Что делают птицы? Чем они заняты? Какая стоит пого­да? Откуда это видно? Какого цвета небо, облака? Какие при­знаки весны вы знаете? (Потепление, таяние снега и льда, ледо­ход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, по­явление листьев, прилет птиц и др.) Каких, красок, в картине больше всего? О чем это говорит? Почему художник назвал свою картину «Грачи прилетели»? Какое другое название можно дать этой картине?»

3. Установление взаимосвязи между отдельными частями картины.

4. Чтение отрывка литературного произведения «Ранней весной».

Ранней весной

В начале апреля земля уже оттает. На солнышке кое-где появится молоденькая травка. С дальнего юга прилетают гра­чи, скворцы, жаворонки. Проснулись пчелки в ульях и зажужжа­ли. Цветов еще нет. Дорога испортилась. В овражках пробуди­лись говорливые ручейки и несут весеннюю мутную воду в на­дувшуюся речку. Ожила березовая роща. Брошенные по осени гнезда занимаются новыми жильцами.

(Д. Григорович)

5. Какие признаки весны показал художник в своей картине?

Тема урока. Беседа по картине И. И. Левитана «Золо­тая осень» (III класс).

Сюжет картины. Сентябрь. Нарядный лес ярко осве­щен лучами осеннего солнца. Деревья кажутся золотыми. Берез­и украсились желтыми листьями. Осины стоят ярко-красные. Только елочки остаются, как всегда, темно-зелеными. Золотисто-желтые листочки покрыли засохшую траву. Уже совсем не жар­ко. Холодная вода в красивой речке кажется синей-синей. Сквозь прозрачный воздух все, даже самое далекое, очень хо­рошо видно. Над яркой осенней природой – ясное, голубое небо.

Содержание урока.

1. Каждый ученик получает открытку «Золотая осень» И.И. Левитана. Репродукцию этой картины учитель вывеши­вает на доске. Учащиеся рассматривают это произведение (2 – 3 минуты).

2. Выяснение содержания картины по вопросам: «Какое вре­мя года изображено на картине? Какие признаки указывают на то, что на картине изображена осень? Почему художник назвал осень «золотой»? Какие краски он использовал для этого? Как освещена картина? Какого цвета небо, речка? Ран­няя или поздняя осень изображена на картине? В каком месяце осень бывает такой красочной? Какие признаки осени вы знае­те?» (Изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холода, отлет птиц, пас­мурные дни, холодные дожди и др.)

3. Учитель предлагает детям нарисовать устно картину поздней осени.

4. Подведение итога работы по ознакомлению с картиной.

Задания

1.Подготовить фрагменты уроков по картинам для учащихся разных классов.

2. Раскрыть особенности проведения уроков беседы об изобразительном искусстве для младших и старших классов школв восьмого вида.

Глава 8