Концепция зоны влияния города

Понятие о сети городов и их иерархии неотделимо от концепции зоны влияния города. Первой попыткой теоретического исследования зоны влияния города являются работы прусского ученого фон Тюнена.

В его модели рассматривается некоторая абстрактная, однородная (по свойствам рельефа и пригодности для хозяйственной деятельности), непрерывная, изолированная от внешнего мира равнина, на которой расположен единственный город. Основная деятельность на равнине – различные виды сельскохозяйственного производства, основная деятельность города – производство товаров для жителей равнины и торговля. Город является единственным местом сбыта сельскохозяйственной продукции для окружающей местности. Все дороги, выходящие из города, устроены одинаково, отсутствуют предпочтительные или не благоприятные для передвижения направления. Город представлен на этой равнине некоторой точкой, т.е. лишен протяженности. Фон Тюнен пытается выявить оптимальный набор производственной специализации для каждого участка равнины. Рассматривается некоторый фиксированный список технологии, каждый элемент которого i характеризуется в двух аспектах: производимая продукция (виды сельскохозяйственных культур или животных) и тип интенсивности производства (экстенсивный или интенсивный).

Экономические условия процесса производства при одинаковых вариантах технологии одинаковы для любых участков, т.е. объем продукции, получаемой на единицу площади, и удельные издержки одинаковы. Единственное отличие одного участка от другого – в их положении на рассматриваемой территории. Поэтому единственная экономически значимая характеристика точки на равнине – расстояние до города, которое определяет уровень транспортных издержек (Тi).

Предполагается, что решение о выборе технологии i основано на единственном критерии прибыльности производства

Вi = РiQi – Ci – Тi ,

где Вi – прибыль;

Pi – цена за единицу продукции;

Qi – объем полученной продукции при использовании технологии i;

Ci – внетранспортные издержки;

Ti – совокупный объем транспортных издержек.

Транспортные издержки участка зависят от его расстояния d до города: Тi (d). По наблюдениям фон Тюнена, они растут несколько быстрее, чем рост расстояния. Можно принять упрощенную гипотезу о прямой пропорциональной зависимости этих величин:

Тi = ti · d ,

где ti – тариф.

Получаем следующее линейное уравнение для прибыли:

Вi (d) = PiQi – Ci – (ti · d) = Ai – ti · d ,

где Аi – часть формулы прибыли, не зависящая от d.

На графике этому уравнению соответствует прямая, начинающаясяна высоте Аi при d = 0 (рис. 6).

На равнине определяется круг с центром в данном городе, в пределах которого i-я технология рентабельна. Граница круга проходит на некотором критическом «торговом расстоянии»di´от города-рынка, т.е. когда прибыль равна нулю.

 

 

 

Рис. 6. График функции прибыли в модели

Затем фон Тюнен рассматривает вариант аналогичной линейной модели с одной культурой, но двумя технологиями ее выращивания (интенсивной – 1 и экстенсивной – 2). Более интенсивная технология обеспечивает более высокий уровень урожайности при более высоких затратах. При этом оказывается, что вблизи города уровень прибыли выше для более интенсивной технологии. Крутизна наклона графика функции прибыли для первой технологии выше (т.к. Ti растет быстрее, чем d). Поэтому при некотором соотношении между двумя уровнями издержек возможен вариант, когда за пределами первого круга вторая технология оказывается более рентабельной (рис. 7).

Аналогично строятся рассуждения для случая многих культур или видов животных.

Таким образом, данный город выступает прежде всего как фокус торговой экономической активности, который формирует на равнине систему концентрических зон с разными вариантами землепользования. На равнине это будет выглядеть следующим образом (рис. 7).

Фон Тюнен сознавал нереалистичность своей упрощенной модели. Однако она удобна для выявления общих закономерностей в пространственной экономике, но не предназначена для непосредственного использования в прикладных исследованиях. Для повышения реалистичности необходимо последовательно ослабить жесткость исходных гипотез. Например, можно учесть реальную неоднородность местности: наличие железной дороги, различие в плодородии почв и т.д. В итоге получим вполне реалистичную модель, но дающую гораздо более сложную картину.

 

 

 

Рис. 7. Модель зоны влияния города (для одной культуры и двух технологий)

 

Главное достижение подхода фон Тюнена – введение в экономическую теорию понятия пространства. Он также вводит в теорию концепцию полюса экономической активности и концепцию зоны его влияния, формирует проблему выявления ее экономической структуры, что позволяет ему перейти к концепции непрерывного экономического пространства, структура которого формируется под влиянием фактора местоположения. Это первый пример модели непрерывного типа. Подобные непрерывные модели важны для описания пространства крупного города, в котором деловой центр играет роль основного фокуса экономической активности, во многом аналогичный роли города-центра. Вместо участков могут рассматриваться отдельные здания.