Муниципальная социальная политика в сельской местности

 

Современная ситуация в социальной сфере сельских поселений

Социальная инфраструктура в сельской местности, как и инженерная инфра­структура, существенно уступает городской.

По данным на начало первого десятилетия XXI века, в среднем по России на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 32 шко­лы, 42 клуба, 30 учреждений здравоохранения. Значительная часть сельских населенных пунктов удалена от школ, больниц, объектов культуры на 10-20, а иногда и сотни километров и не имеет с ними регулярного транспортного сооб­щения.

За последнее десятилетие участковых больниц стало меньше на 1533 (на 32%), фельдшерско-акушерских пунктов — на 1901 (на 4%). На 10 тысяч человек в сельской местности приходится только 60,1 врачебной больничной койки (в городах — 134,5), обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учрежде­ниями в расчете на 10 тысяч жителей на селе в 2,2 раза меньше, чем в городе.

Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,4 раза, а средним медицинским персоналом — в 1,9 раза по сравнению с городским населением.

Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 60%, их единовременная пропускная способность составляет 17% от нормати­ва. Занимаются физкультурой и спортом всего 3-5% взрослого населения и 8-10% учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-60%.

Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 40%. Из 24,3 тысяч детских дошкольных учреждений в 2001 году 85% являются малокомплектными (на 1-3 группы).

Количество детей, занимающихся в общественных дошкольных учреждениях, снизилось с 56 до 36%, тогда как в городе оно составляет 64%.

Закрытие сельских школ сопровождалось сокращением количества ученических мест на 3 тысячи при увеличении численности учащихся на 218 тысяч человек.

В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутст­вия организованной доставки детей в школы в сельских поселениях обострилась проблема доступности общего образования.

За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональ­ных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1991 году выпуск профессиональных кадров для АПК составил 228 тысяч человек, то в 2001 году — только 102 тысячи человек.

За последнее десятилетие число клубов и домов культуры сократилось на 23%, киноустановок — на 7%, библиотек — на 6%, библиотечный фонд умень­шился на 53 миллиона экземпляров (на 13%).

Финансирование социальной инфраструктуры в сельской местности традици­онно осуществлялось по остаточному принципу. В то же время без развития со­циальной сферы не могут быть решены никакие другие задачи сельских поселе­ний, включая задачи модернизации и развития агропромышленного комплекса.

 

Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности

Муниципальная социальная политика в сельской местности должна быть ориен­тирована на достижение следующих целей:

♦ развитие социальной сферы сельских поселений, сокращение разрыва меж­ду городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы;

♦ создание основ для повышения престижности проживания в сельской мест­ности, содействие решению общегосударственных задач в области миграци­онной политики;

♦ расширение рынка труда в сельской местности путем создания условий для развития сельской экономики и роста доходов сельских жителей;

♦ создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы
сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение орга­
нов местного самоуправления.

Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:

♦ стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфе­ре и других секторах сельской экономики выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, молодых специалистов;

♦ улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;

♦ повышение роли физической культуры и спорта для предупреждения заболе­ваний, поддержания высокой работоспособности населения, профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;

♦ повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обес­печивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;

♦ активизация культурной деятельности на селе;

♦ повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, основные пути ре­шения поставленных задач могут быть следующими:

♦ приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы сельских поселений на федеральном и региональном уровнях;

♦ разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспе­чивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы села на уровне нормативных требований;

♦ повышение эффективности использования материально-технических и кадро­вых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий ин­тегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;

♦ создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельско­хозяйственных товаропроизводителей, а также других внебюджетных источ­ников, содействие организации и функционированию малых предпринима­тельских структур в сфере социального обслуживания сельского населения;

♦ формирование правового и методического обеспечения социального разви­тия села.

 

Деятельность сельских органов местного самоуправления в социальной сфере

По сложившейся традиции представительные органы сельских муниципальных образований ежегодно утверждают программы развития социальной сферы в ка­честве составной части комплексных планов социально-экономического развития территорий. В составе местных бюджетов утверждаются расходы на содержа­ние и развитие социальной сферы. Местная администрация сельского поселения и муниципального района (с возможностью взаимной передачи отдельных пол­номочий по соглашениям) наделена в социальной сфере следующими полномо­чиями:

♦ организация и координация работы учреждений социально-культурного назначения с учетом национально-культурных традиций населения, обеспе­чение их материально-техническими ресурсами, создание при школах фон­да всеобуча за счет собственных и привлеченных средств; содействие орга­низации трудового обучения и профессиональной ориентации школьников;

♦ внесение предложений в соответствующие органы об объявлении памятни­ками природы, истории и культуры объектов местного значения, находя­щихся на территории поселения и представляющих экологическую, истори­ческую, культурную или научную ценность, охрана памятников истории и культуры и организация использования памятников, переданных в веде­ние органов местного самоуправления;

♦ оказание жителям помощи в назначении пенсий и пособий;

♦ организация для обеспечения занятости населения общественных оплачивае­мых работ по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий, со­оружений и т. п. за счет средств местного бюджета и привлеченных средств;

♦ принятие мер по улучшению материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильца, престарелых граждан, нуждаю­щихся в обслуживании на дому, содействие устройству нуждающихся гра­ждан в учреждения социального обеспечения;

♦ принятие мер к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в дет­ские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в се­мьи граждан;

♦ назначение опекунов и попечителей, контроль выполнения ими своих обя­занностей;

♦ получение от расположенных на территории муниципального образования предприятий, организаций сведений о высвобождении работающих, рассмот­рение сообщений руководителей предприятий, организаций по этим вопросам.

 

Изменение задач и функций сельских органов местного самоуправления в социальной сфере в связи с вступлением в силу Федерального закона 2003 года № 131 -ФЗ

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 131-ФЗ задачи и функ­ции сельских органов местного самоуправления существенно изменяются. Мно­гие из ныне выполняемых ими функций не включены в перечни вопросов ме­стного значения и приобретают статус государственных полномочий. К ним относятся в первую очередь вопросы социальной поддержки отдельных катего­рий граждан, а также финансирования расходов на обеспечение образовательно­го процесса. Последнее особенно важно для обеспечения бесперебойной выпла­ты заработной платы сельским учителям, снабжения сельских школ учебниками, методическими пособиями, компьютерной техникой.

За уровнем сельских поселений в социальной сфере закрепляются вопросы, не требующие крупных затрат, такие как:

♦ организация библиотечного обслуживания сельского населения с помощью библиотечного коллектора муниципального района;

♦ создание условий для организации досуга и обеспечения сельских жителей услугами организаций культуры (например, содержание сельского клуба);

♦ создание условий для массового отдыха сельских жителей и обустройство мест массового отдыха (скверы, парки, пляжи, игровые площадки и т. п.);

♦ оказание содействия органам местного самоуправления муниципальных районов в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями сельских поселений.

За муниципальными районами закрепляется предоставление сельским жите­лям широкого спектра образовательных и медицинских услуг, опека и попечи­тельство, организация библиотечного обслуживания сельских поселений.

Такое разграничение функций требует тщательной проработки вопросов обеспе­чения содержания и ремонта сельских школ и детских дошкольных учреждений, особенно в малочисленных сельских населенных пунктах, а также содержания в сельских поселениях пунктов оказания первичной медико-санитарной помощи.