Задачи эксперимента
Сформулируем научно-педагогические задачи, соответствующие главной цели общего среднего образования и отдельным компонентам названной выше гипотезы.
Задача 1. Это задача, связанная с общекультурным и общенациональным компонентом образования. В структуре общего среднего образования долгое время был только один компонент – государственный, затем появились национaльно-региональный и школьный. В 2000 г. был введен ученический компонент, что, безусловно, являлось крупным достижением на пути к личностной ориентации образования, но через 3 года ученический компонент исчез из официальных документов. С точки зрения системности не хватает еще одного компонента – общечеловеческого, общекультурного, мирового. Федеральный компонент не может быть верхним уровнем образования, для современного ученика окружающий его мир должен быть открыт и открываем за рамками государства, гражданином которого он является.
В то же время нельзя терять национальную опору такой открытости, нужен отечественный базис, помогающий молодому человеку осваивать внешний мир. Таким базисом могут быть педагогические идеи отечественной философии, представителями которой являются ученые и педагоги мирового уровня: Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, Л.А. Флоренский, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.А. Бердяев, Д.А. Андреев, Н.А. Умов... Необходима модель современного образования, которая учитывала бы их идеи, в т.ч. о подобии человека и Вселенной. В этом заложена и глубокая воспитательная задача обучения детей.
Задача 2. Связана с новой методологией образования: необходимостью разработки основ проектирования школьного образования, обеспечивающего личностную самореaлизацию учащихся по отношению к общекультурным и национaльным достижениям науки и техники. Нужна модель построения условий для развития ученика современной школы, которая отражалась бы в учебных планах, концепциях образовательных областей, учебных программах и учебниках.
При решении данной задачи важно разработать понятийный аппарат современной школы, описывающий принципиальные особенности системы школьного образования, меняющейся по отношению к личности ученика.
В разработке нуждаются принципы личностно ориентированного образования и их детализированная реализации на всех уровнях и этапах школьного образования, включая систему подготовки кадров и научно-методического сопровождении образования.
Требуют разработки научные основы конструирования индивидуальной образовательной траектории. Выделение отдельных часов на ученический компонент в базисном учебном плане 12-летней школы не должно свестись к занятиям с отстающими или продвинутыми. Ученический компонент - это форма работы педагога с индивидуaльными целями ученика. Содержание и организация данной работы должны быть раскрыты в новых программах, учебниках, методиках.
Признание ради ученика в его образовании состоит не только в учете его индивидуальных особенностей, но и в отборе индивидуального содержания образования, форм, методов, темпа, диагностики и оценки результатов, самого стиля обучения, включая его мировоззренческие основы.
Другой возможностью собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин является профильная школа, концепция которой строится на основе общих системных принципов образования.
Существует проблема разработки контрольно-измерительных материалов для единого государственного экзамена. Очевидно, что контролю и оценке должны подлежать все заявляемые в целях учебных программ образовательные результаты. В связи с этим в учебном процессе и по окончании школы не может применяться лишь тестовая форма контроля, необходимы личностно ориентированные системы диагностики и оценки образовательных результатов школьников. Личностный подход предполагает не только объективные данные по итогам тестирования, но и субъективизм в оценке образовательных достижений ученика. Результаты выполнения тестов не должны быть единственным оцениваемым параметром образования выпускника школы. Необходимо повысить роль учителя в диагностике и оценке образовательных приращений ученика, в комплексном их представлении в соответствии с многогранными целями общего образования. Поиск эффективных механизмов сочетания между субъективной и объективной системами оценивания – задача дальнейших научных исследований.
Задача 3. В сложившейся сегодня школе образование предполагается как трансляция ученику культурно-исторических ценностей, норм и традиций, передача ему готового содержания образования. Большинство учебных программ, учебников и методик все еще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предмету, а не на освоение реальной действительности методами изучаемой науки. Преобладание внешней заданности в целях, содержании и технологии образования приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала. Будущей школе нужно образование, ориентированное не столько на ретрансляцию прошлого, сколько на конструирование будущего. В связи с этим в будущей школе речь должна идти о продуктивном образовании, определяющем личностно ориентированный процесс и результат самореализации учеников.
Чтобы обеспечить каждому из учащихся возможность индивидуальной образовательной траектории, предусматривается содержание, формируемое самими учениками, т.е. личностное содержание образования. Источником личностного содержания образования выступает образовательная продукция учеников.
Условием фиксации личностного содержании образования является использование учеником рефлексивных приемов и технологий; именно с их помощью выявляется, осознается и фиксируется действительное образовательное приращение ученика, уникальное для каждого.
Из необходимости введения личностного компонента образования следует необходимость разделения содержания образования на два компонента: внутренний и внешний. Внешнее по отношению к ученику содержание образования характеризуется той образовательной средой, которая предлагается ему для обеспечения условий развитии личности. Внутреннее содержание образования ученика – это содержание, которое является атрибутом самой образовывающейся личности. Внутреннее содержание образования ученика никогда не является простым отражением внешнего, поскольку создается на основе личного опыта учащегося, в результате его собственной деятельности.
Оценка образовательных результатов ученика происходит на основе выявления и диагностики его внутреннего приращения за определенный промежуток времени. Общенациональным образовательным параметром, проверяемым и оцениваемым наряду с другими образовательными стандартами, должен стать уровень творческой самореализации школьника.
Задача 4. Если рассуждать о личностно ориентированном обучении и содержании образования как среде, то многое меняется. Например, вместо критериев отбора содержания необходимы критерии его структурирования. В каких направлениях возможен их поиск?
Необходимы генерализация содержания образования на основе фундаментальных образовательных объектов, не только предметных, но и метапредметных; периодическая интеграция и дифференциация содержания образования на метапредметкой основе.
Нужно рассматривать реальность как компонент содержания образования. Нельзя подменять реальный мир готовой системой знаний о нем. В погоне за разгрузкой содержания образования недопустимо с водой выбрасывать и младенца, т.е. уменьшать время на изучение реальных объектов (природы, культурных событий, явлений языка, произведений искусства), методов их познания.
Важны разноуровневость и открытость содержания образования, предполагающая возможность использования в качестве образовательной среды различные информационные массивы и другие источники учебного материала, в т.ч. из сети Интернет.
Должны быть предусмотрены возрастная и календарная периодизации содержания образования, соответствие изучаемых предметов, вопросов и проблем возрастным особенностям учащихся. Например, параграф учебника, изучаемый в сентябре, не должен строиться на тех же основаниях, что и параграф, изучаемый в мае.
Необходима разработка деятельностного компонента содержания образования, т.е. включение в обязательный минимум содержания образования специально отобранных способов деятельности, техник и технологий, ключевых компетенции и иных процедурных элементов, которыми необходимо овладеть ученику.
В связи с указанными направлениями возникает проблема создания учебников нового типа. Известны две функции учебника, когда он является: 1) источником информации; 2) средством для организации образовательного процесса. Главный принцип построения учебника – его соответствие образовательному процессу. Если этот процесс личностно ориентированный и продуктивный, то применяется следующий подход:
а) определяется, какой конечный продукт будет создан учеником;
6) какие виды деятельности приводят к нему – виды деятельности и ученика, и учителя;
в) как эти виды деятельности соотносятся с содержанием образования.
Задача 5. Деятельностный компонент школьного образования представляет собой виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становятся личностно ориентированные образовательные технологии, учитывающие возрастные и индивидуально-психоло-гические особенности школьников. Согласно таким технологиям дети включаются в целеполагание, планирование, подготовку, осуществление и анализ форм образовательного про-цесса; обязательной является рефлексивная деятельность учащихся как условие осознания и фиксации получаемых ими результатов.
Предметом первичной деятельности обучаемого выступает непосредственно познаваемая реальность, а не соответствующие системы человеческих знаний о ней. Обучаемый как субъект деятельности, познавая реальность, получает личный образовательный продукт, который затем сопоставляется с аналогичными продуктами человечества в данной области познания. Лишь затем ученик обогащается «знанием всех богатств», а его собственный результат (продукт) может быть включен в качестве элемента в общую систему знаний, т.е. в совокупный образовательный продукт обучаемого, который рефлексивно им осмысливается.
Деятельностное содержание образования по своей сути является личностным, поскольку формируется самим учеником. Внешней, материализованной формой деятельностного содержания образования выступает образовательная продукция учеников, относящаяся к изучаемой образовательной области или курсу (вопрос, гипотеза, сочинение, модель, поделка, рисунок, схема и т.п.); внутренней формой деятельностного содержания – усвоенные или освоенные ими в ходе создании этой продукции способы деятельности, а также отрефлексированные знания об этих способах и характере всей деятельности, другие личностные новообразования.
Данный подход – от деятельности ученика по освоению реальности к внутренним личностным приращениям и от них к освоению культурно-исторических достижений – является ядром деятельностного содержания образования.