Гипотеза эксперимента
В зависимости от этапов, условий и промежуточных результатов эксперимента формулируются различные гипотезы, меняются его ведущие задачи.
Первостепенной научной проблемой является разработка целей и задач широкомасштабного эксперимента. Главные цели широкомасштабного эксперимента должны опираться на философские основания и традиции национального образования, обеспечивая преемственность имеющихся достижений и предстоящих инноваций в ходе формирования нового уклада школьной жизни. «Основой для создания концепции образования российской школы служат прежде всего отечественная история и культура, те глубинные национальные идеи, которые смогут сыграть объединяющую, вдохновляющую и воспитывающую роль в состоянии сегодняшнего усилении социальной и общественной неопределенности».
Смысл и цели широкомасштабного эксперимента должны быть сопряжены с целью общего среднего образовании: «формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений)».
На основе данной цели может быть построена гипотеза широкомасштабного эксперимента, связанная с возможностью достижения этой цели.
Цель общего среднего образования будет достигнута, если:
1) смысл, цели, структура и содержание образования будут приведены в соответствие со спецификой личностного развития учащегося, включенного в процесс проектирования своего образовании (формирование разносторонне развитой личности); эта цель должна иметь приоритет над остальными целями и задачами, она отражает такой параметр обновлении образовании, как личностная ориентация;
2) образование будет иметь творческую, а не репродуктивную ориентацию, пронизывающую не только процесс обучения, но и систему диагностики, контроля и оценки образовательных результатов школьников (формирование творческой личности), – это продуктивная ориентация;
3) образовательный процесс будет основан на таких образовательных технологиях и видах деятельности учащихся, которые научат их реализовывать свой потенциал по отношению к каждому из изучаемых курсов (формирование личности, способной реализовать свой творческий потенциал), – это деятельностный компонент образования;
4) будет осуществлен переход к понятию открытого содержания образования как непрерывно изменяющейся среды, включая информационные и телекоммуникационные среды, наиболее оперативно отражающие эти изменения («...в динамичных социально-экономических условиях»), - это средовый подход к образованию;
5) обучение строится таким образом, чтобы одновременно создавались условия для индивидуальной образовательной траектории ученика в сопряжении с культурно-историчес-кими достижениями, традициями и современным технологическим развитием (как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества), – это общекультурный и общенациональный компонент образования.