Методологические основания педагогической инноватики

Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то ученых интересует система знаний и соответству­ющих им видов деятельности, которые изучают, объясняют, об­основывают педагогическую инноватику, ее собственные прин­ципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для тео­ретических учений. Все это – методологические аспекты изуче­ния и конструирования педагогических нововведений.

В процессе исследования инновационных процессов в образо­вании ученые обнаружили ряд проблем теоретико-методологиче­ского плана: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании... Эти проблемы нуждаются в осмыслении на методологическом уровне. В результате обоснование методологических основ педаго­гической инноватики оказывается не менее актуальным, чем со­здание самой педагогической инноватики.

Н.Р. Юсуфбекова считает педагогическую инноватику направ­лением методологических исследований, поскольку именно в этой науке можно представить систему знаний о создании, освоении и распространении педагогических новшеств. Педагогическая инно­ватика позволяет отразить необходимую связь процессов создания педагогических новшеств и их применения, в т.ч. внедре­ния в практику; обосновать и развить принцип единства исследо­вательской деятельности и деятельности преобразования педаго­гической действительности.

Деятельностная сущность инноваций в образовании и необхо­димость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как орга­ничного единства двух составляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуем­ся определением методологии педагогики, которое было дано М.А. Даниловым: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих... педагоги­ческую действительность» – и развито позднее В.В. Краевским: «...а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества спе­циально-научных педагогических исследований»,

Вышеприведенные построения позволяют сформулировать сле­дующее определение: методология педагогической инноватики есть система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

Итак, нас интересует система знаний и соответствующих им видов деятельности, которые изучают, объясняют, обосновыва­ют педагогическую инноватику, ее собственные принципы, зако­номерности, понятийный аппарат, средства, границы примени­мости и другие научные атрибуты, характерные для теоретиче­ских учений.

В чем состоит задача методологии педагогической инноватики? Очевидно, что необходимо дать целостное теоретическое пред­ставление педагогической инноватике, ее составу, структуре, функциям. Для этого нужно выявить основные тенденции, проти­воречия, принципы, законы развития инновационных процес­сов, обосновать методологические подходы к их изучению в рам­ках педагогической инноватики. В этом направлении пока делают­ся только первые шаги.

Н.Р. Юсуфбекова в своем исследовании выявляет следующие тенденции в сфере образования и соответствующие им противо­речия.

1.Тенденция к непрерывности образования. Она вызывает по­требность структурного и содержательного обновления.

2.Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. Идет обновле­ние состава и структуры педагогического сообщества.

3.Тенденция внедрения. Применение нового принимает массо­вый характер.

4.Тенденция к созданию воспитательных школьных систем.

Развитие воспитательных систем школ предполагает прохож­дение трех основных взаимосвязанных этапов:

1) возникновения нового педагогического явления – воспи­тательной системы школы и его теоретическое осмысление в но­вом педагогическом знании, которое в форме теорий, концепций характеризует данное педагогическое новшество в его специфике;

2) освоения новшества педагогическим сообществом;

3) применения, внедрения в практику работы школ.

Каждый из трех этапов отличается своими конкретными про­тиворечиями и особенностями их разрешения.

Для первого этапа противоречие состоит в том, что цель вос­питания – формирование гармонично развитой личности – не может последовательно реализоваться в современном обществе с его системой воспитания.

Для второго этапа существенно противоречие между несистем­ным научно-педагогичес-ким мышлением и системным классом научных и практических задач, которые ставятся и решаются при разработке проблемы воспитательной системы школы.

Для третьего этапа значимо противоречие между готовым, су­ществующим «образцом», «моделью» воспитательной системы и необходимостью ее использования и развития в условиях работы конкретной школы.

С методологических позиции необходимо определить законо­мерности развития инновационных педагогических систем и про­цессов. Белорусский ученый И.И. Цыркун выявил следующие за­кономерности развития инновационной системы.

1.Система развивается неравномерно. В развитии инновационной системы доминируют логика культуры, схоластичность над кумулятивностью и рациональностью.

2.Детерминирующими основаниями развития инновационной системы являются нововведения с предметным научным обосно­ванием. Они преобладали до 70-х гг. ХХ в.

3.Существует определенная очередность в развитии: сначала последовательно исчерпываются ресурсы предметного научного обоснования, а затем осуществляется переход к более глубоким источникам (дидактика, психология, кибернетика, системный подход…).

4.Различные дидактические нововведения обладают свойством эквивалентности относительно ожидаемых эффектов.

5.В инновационной системе преобладают модифицирующие нововведения и нововведения, которые ориентированы на цен­ности результата.

6.В процессе развития инновационной системы повышается сложность научных обоснований и увеличивается частота появле­ния модернистских нововведений.

7.Радикальные нововведения, как правило, связаны с устрем­лением инноваторов к достижению целей развития и саморазви­тия личности учащихся.

8.Развитие инновационной системы осуществляется с эволю­ционными циклами. Максимумы развития соответствуют перио­дам: 1951-1960, 1971-1975, 1981-1985 гг.

9.В инновационной системе происходят смены позиций пере­менных и постоянных составляющих образования.

Среди перечисленных закономерностей значимой является седьмая закономерность, определяющая вектор радикальных нововведений, который связан с целями развития и саморазвития личности учащихся. Действительно, данная закономерность является смысловой, т.е., относится к сути образования как развития человека. Остальные выявленные закономерности относятся в большей степени к характеристикам процесса ново­введений и условий их осуществления.

В основе любой научной теории лежат выявленные закономерности и законы. В инноватике как междисциплинарной области эти закономерности исследованы и сформулированы в работах экономистов, менеджеров, производственников. По отношению к образовательным инновациям данный вопрос изучен еще недо­статочно и нуждается в дополнительных исследованиях. В качестве одного из первых обобщений приведем данные Н.Р. Юсуфбеко­вой, которая сформулировала следующие законы педагоги­ческой инноватики.

1.Закон необратимой дестабилизации педагогической инноваци­онной среды. Целостные представления о каких-либо педагогиче­ских процессах или явлениях начинают разрушаться, причем впо­следствии оказывается невозможным восстановить эти представ­ления. В связи с этим возникают издержки, связанные с кадровыми и духовными возможностями педагогического сообщества.

2.Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться.

3.Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педа­гогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практи­ческого действия.

4.Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.

Перечисленные законы в определенной степени характерны для многих инновационных процессов, в педагогике такие зако­ны, наверняка, еще будут уточнены. Задача педагогической инноватики – установить именно те законы и закономерности, кото­рые относятся к ее предмету исследования. Для этого необходимо построение теоретико-методологического аппарата, одним из глав­ных компонентов которого является понятийный аппарат.