ВВЕДЕНИЕ

Обучение подвержено изменениям не менее, чем другие сфе­ры жизни и деятельности человека. В данном курсе мы бу­дем рассматривать изменения в обучении, которые происходят в результате создания и внедрения педагогических новшеств: но­вых идей, принципов, технологий, методик, средств обучения.

Новаторство и традиции – две стороны развитии культуры, образования и всего общества в целом. Различные соотношения традиций и новаций дают основание для разделения обществ на традиционные и современные. В традицион­ных обществах традиция господствует над новаторством; в совре­менных новаторство является базовой ценностью. Одно и то же общество может переживать различные периоды.

Наука, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике, называет­ся педагогической инноватикой.

Это молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 1980-х гг., когда возникло движение учителей-новаторов. Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становле­ния и эмпирического поиска.

В последние годы растет внимание ученых к инновациям в об­разовании. Ежегодно по вопросам, связанным с инновациями в образовании, защищается более 30 диссертаций. Нельзя сказать, что на все вопросы, связанные с педагогиче­скими инновациями, получены исчерпывающие ответы и выяв­ленные проблемы имеют научно аргументированные решения.

Следует различать новшества и нововведения. Под педаго­гическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, нововведением является процесс вне­дрения и освоения этого новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.

Педагогические новшества, какими бы привлекательными они ни были, не могут быть освоены без надлежащей организации. Инициаторы нововведений неизбежно сталкиваются с проблема­ми, порождаемыми нововведениями, и вынуждены искать пути их решения.

Педагогическая инноватика и ее методологический аппарат являются средством анализа, обоснования и проектирования мо­дернизации образования. Состояние и научное обеспечение этого глобaльного процесса оставляют желать лучшего. Такие новшества, как образовательные стандарты, новая структура школы, профиль­ный компонент общего среднего образования, единый государственный экзамен, до сих пор не проработаны в педагогической науке.

Мы с вами будем анализировать инновационные процессы как состоявшиеся, так и проектируемые. Инновационная деятельность будет рассматриваться на различных уровнях: дидактических идей и концепций, учебного процесса, учебного курса, деятельности традиционных и инновационных школ. Уделим внимание обоснованию инноваций, отно­сящихся к дистанционной образовательной деятельности, при­менению телекоммуникационных технологий в обучении.

Особенное значение инновации приобретают в связи с подключением всех отечественных школ к сети Интернет. От того, насколько обоснованными будут инновационные действия педагогов и руководителей школ, зависит эффективность исполь­зования возможностей глобальной сети.