Инженерные мероприятия по защите населения и территорий

Защита населения и территорий от ЧС достигается различными путями. Одним из главных является осуществление ИТМ ГО и предупреждения ЧС:

- накопление и содержание фонда ЗС ГО;

- подготовка к строительству быстровозводимых ЗС ГО;

- прогнозирование инженерной обстановки;

- планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС;

- подготовка систем водоснабжения к работе в условиях ЧС;

- подготовка и содержание дорожной сети;

- подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики;

- подготовка инженерно-технических служб и формирований.

Накопление и содержание фонда ЗС ГО является наиболее трудоёмким мероприятием. Основой накопления фонда ЗС ГО являются Нормы проектирования ИТМ ГО.

В первую очередь накопление защитных сооружений должно проводиться для населения проживающего в зонах размещения ПОО. Накопленный фонд ЗС ГО необходимо поддерживать в постоянной готовности к приему укрываемых.

Рассматривая состояние инженерной защиты населения в современных условиях необходимо отметить, что до 1990 года на территории нашей страны накоплено значительное количество ЗС ГО (убежищ и противорадиационные укрытий). Имеются ЗС ГО, построенные в период с 1944 по 1960 годы (убежища V класса), которые не соответствуют современным требованиям Норм проектирования ИТМ ГО.

Наиболее часто встречающимися недостатками по содержанию и эксплуатации ЗС ГО являются:

- нарушение гидроизоляции и герметизации сооружений, коррозия арматуры;

- износ и деформация несущих и ограждающих конструкций;

- предельные сроки эксплуатации фильтровентиляционного и сантехнического оборудования;

- нарушение целостности дренажных систем;

- использование сооружений для нужд экономики и обслуживания населения с нарушением требований по их содержанию и эксплуатации;

- отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала;

- отсутствие необходимой документации по содержанию и эксплуатации ЗС ГО.

Повышение эффективности и совершенствования инженерной защиты населения в современных социально-экономических условиях целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

- увеличение количества вновь строящихся ЗС ГО;

- уменьшение количества списываемых, как объектов ГО, защитных сооружений;

- приспособление и использование подземных горных выработок и подземного пространства городов различного назначения в интересах защиты населения (дооборудование подвальных и других заглубленных помещений, существующих и вновь строящихся подземных переходов под защитные сооружения и др.);

- строительство ЗС ГО в едином комплексе подземного строительства хозяйственных объектов;

- дооборудование убежищ третьим режимом вентиляции на предприятиях, использующих в своем производстве СДЯВ;

-повышение заинтересованности предприятий и организаций в сохранении и поддержании в готовности ЗС ГО и введение льготного налогообложения;

- разработка, уточнение и ввод в действие нормативных документов по проектированию, строительству и содержанию ЗС ГО с учетом современных требований по инженерной защите населения и территорий;

- создание при местных исполнительных и распорядительных органах специализированных предприятий по ремонту и обслуживанию ЗС ГО;

- включение в планы реконструкции и капитального ремонта жилого фонда ремонт и восстановление защитных сооружений;

- определение порядка обеспечения ЗС ГО нестандартизированным оборудованием;

- проведение целенаправленных научных исследований по вопросам разработки новых типовых проектов ЗС ГО, их технико-экономического обоснования, разработки нормативно-технических и методических документов по содержанию и эксплуатации ЗС ГО в новых экономических условиях во взаимодействии с заинтересованными организациями.

Проверки республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и подведомственных им проектных организаций по выполнению законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и обеспечению мероприятий ГО показали, что при разработке проектно-сметной документации на строительство объектов не на должном уровне выполняются требования действующих норм и правил в части включения в нее ИТМ ГО и мероприятий по предупреждению ЧС. (Письмо МЧС от 30.12.2003 г. № 1/06-37/3650).

В целях учета требований нормативных актов по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий, при согласовании заданий и проектных решений следует руководствоваться:

СНБ 1.03.01-96 «Состав, порядок разработки и согласования градостроительных проектов»;

СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве»;

СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»;

СНиП II-11-77٭ «Защитные сооружения гражданской обороны»;

ВСН ГО 38-83 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения раздела ИТМ ГО в схемах и проектах районной планировки, проектах планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов»;

«Руководство по составлению раздела ИТМ ГО в проектах генеральных планов городов, проектах планировки и застройки городов и населенных пунктов» разработанное ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя СССР в 1985 г.;

Указание министерства архитектуры и строительства от 19.12.03 г. № 02-3-06/5389 об обязательном обеспечении разработки в проектно-сметной документации разделов ИТМ ГО в соответствии с техническими условиями органов по ЧС, действующими нормативными документами и другими действующими нормами и правилами в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

При приемке объектов ГО в эксплуатацию следует руководствоваться СНБ 1.03.04-2000 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».

Согласование заданий и разделов ИТМ ГОЧС генеральных планов областных городов, категорированных городов и объектов, а также городов областного подчинения, генеральные планы которых утверждаются Советом Министров Республики Беларусь, осуществляется Министерством по ЧС после предварительного рассмотрения территориальными органами МЧС.

Согласование заданий и разделов ИТМ ГОЧС генеральных планов других городов, территорий административных районов, поселков и сельских населенных пунктов, проектов планировки промышленных зон (районов) городов, проектов детальной планировки и проектов застройки микрорайонов, кварталов, комплексов или групп зданий осуществляется территориальными органами МЧС в соответствии с компетенцией, определяемой областными и Минским городским УМЧС. Органы МЧС на местах организовывают взаимодействие с территориальными подразделениями Минстройархитектуры и другими заинтересованными организациями и обеспечивают контроль за реализацией мероприятий ИТМ ГОЧС в проектных решениях.