Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
Защита населения и территорий от ЧС достигается различными путями. Одним из главных является осуществление ИТМ ГО и предупреждения ЧС:
- накопление и содержание фонда ЗС ГО;
- подготовка к строительству быстровозводимых ЗС ГО;
- прогнозирование инженерной обстановки;
- планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС;
- подготовка систем водоснабжения к работе в условиях ЧС;
- подготовка и содержание дорожной сети;
- подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики;
- подготовка инженерно-технических служб и формирований.
Накопление и содержание фонда ЗС ГО является наиболее трудоёмким мероприятием. Основой накопления фонда ЗС ГО являются Нормы проектирования ИТМ ГО.
В первую очередь накопление защитных сооружений должно проводиться для населения проживающего в зонах размещения ПОО. Накопленный фонд ЗС ГО необходимо поддерживать в постоянной готовности к приему укрываемых.
Рассматривая состояние инженерной защиты населения в современных условиях необходимо отметить, что до 1990 года на территории нашей страны накоплено значительное количество ЗС ГО (убежищ и противорадиационные укрытий). Имеются ЗС ГО, построенные в период с 1944 по 1960 годы (убежища V класса), которые не соответствуют современным требованиям Норм проектирования ИТМ ГО.
Наиболее часто встречающимися недостатками по содержанию и эксплуатации ЗС ГО являются:
- нарушение гидроизоляции и герметизации сооружений, коррозия арматуры;
- износ и деформация несущих и ограждающих конструкций;
- предельные сроки эксплуатации фильтровентиляционного и сантехнического оборудования;
- нарушение целостности дренажных систем;
- использование сооружений для нужд экономики и обслуживания населения с нарушением требований по их содержанию и эксплуатации;
- отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала;
- отсутствие необходимой документации по содержанию и эксплуатации ЗС ГО.
Повышение эффективности и совершенствования инженерной защиты населения в современных социально-экономических условиях целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
- увеличение количества вновь строящихся ЗС ГО;
- уменьшение количества списываемых, как объектов ГО, защитных сооружений;
- приспособление и использование подземных горных выработок и подземного пространства городов различного назначения в интересах защиты населения (дооборудование подвальных и других заглубленных помещений, существующих и вновь строящихся подземных переходов под защитные сооружения и др.);
- строительство ЗС ГО в едином комплексе подземного строительства хозяйственных объектов;
- дооборудование убежищ третьим режимом вентиляции на предприятиях, использующих в своем производстве СДЯВ;
-повышение заинтересованности предприятий и организаций в сохранении и поддержании в готовности ЗС ГО и введение льготного налогообложения;
- разработка, уточнение и ввод в действие нормативных документов по проектированию, строительству и содержанию ЗС ГО с учетом современных требований по инженерной защите населения и территорий;
- создание при местных исполнительных и распорядительных органах специализированных предприятий по ремонту и обслуживанию ЗС ГО;
- включение в планы реконструкции и капитального ремонта жилого фонда ремонт и восстановление защитных сооружений;
- определение порядка обеспечения ЗС ГО нестандартизированным оборудованием;
- проведение целенаправленных научных исследований по вопросам разработки новых типовых проектов ЗС ГО, их технико-экономического обоснования, разработки нормативно-технических и методических документов по содержанию и эксплуатации ЗС ГО в новых экономических условиях во взаимодействии с заинтересованными организациями.
Проверки республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и подведомственных им проектных организаций по выполнению законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и обеспечению мероприятий ГО показали, что при разработке проектно-сметной документации на строительство объектов не на должном уровне выполняются требования действующих норм и правил в части включения в нее ИТМ ГО и мероприятий по предупреждению ЧС. (Письмо МЧС от 30.12.2003 г. № 1/06-37/3650).
В целях учета требований нормативных актов по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий, при согласовании заданий и проектных решений следует руководствоваться:
СНБ 1.03.01-96 «Состав, порядок разработки и согласования градостроительных проектов»;
СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве»;
СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»;
СНиП II-11-77٭ «Защитные сооружения гражданской обороны»;
ВСН ГО 38-83 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения раздела ИТМ ГО в схемах и проектах районной планировки, проектах планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов»;
«Руководство по составлению раздела ИТМ ГО в проектах генеральных планов городов, проектах планировки и застройки городов и населенных пунктов» разработанное ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя СССР в 1985 г.;
Указание министерства архитектуры и строительства от 19.12.03 г. № 02-3-06/5389 об обязательном обеспечении разработки в проектно-сметной документации разделов ИТМ ГО в соответствии с техническими условиями органов по ЧС, действующими нормативными документами и другими действующими нормами и правилами в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
При приемке объектов ГО в эксплуатацию следует руководствоваться СНБ 1.03.04-2000 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».
Согласование заданий и разделов ИТМ ГОЧС генеральных планов областных городов, категорированных городов и объектов, а также городов областного подчинения, генеральные планы которых утверждаются Советом Министров Республики Беларусь, осуществляется Министерством по ЧС после предварительного рассмотрения территориальными органами МЧС.
Согласование заданий и разделов ИТМ ГОЧС генеральных планов других городов, территорий административных районов, поселков и сельских населенных пунктов, проектов планировки промышленных зон (районов) городов, проектов детальной планировки и проектов застройки микрорайонов, кварталов, комплексов или групп зданий осуществляется территориальными органами МЧС в соответствии с компетенцией, определяемой областными и Минским городским УМЧС. Органы МЧС на местах организовывают взаимодействие с территориальными подразделениями Минстройархитектуры и другими заинтересованными организациями и обеспечивают контроль за реализацией мероприятий ИТМ ГОЧС в проектных решениях.