Действия аудитора при выявлении фактов несоблюдения аудируемой организацией законодательных и нормативных актов

В случае обнаружения аудитором фактов несоблюдения эко­номическим субъектом требований нормативных актов он дол­жен более тщательно изучить обстоятельства, при которых произошли нарушения, оценить степень влияния, значимость нарушений на достоверность бухгалтерской отчетности.

К последствиям нарушения относят:

1) взыскания штрафных санкций в проверяемом отчетном периоде;

2) угрозу отчуждения имущества;

3) прекращение деятельности экономического субъекта;

4) возникновение сомнений в правдивости и достоверности данных отчетности;

5) принятие неверных решений на основании искаженных данных бухгалтерской отчетности.


В случае, если аудитор решит сокрыть обнаруженные факты состава преступления, иных действий или бездействия экономи­ческого субъекта, следует помнить, что к нему также могут быть применены меры ответственности, так как он дает свое профес­сиональное заключение — суждение о достоверности учета.

Влияние невыполнения требований нормативных актов эко­номическим субъектом отражается на оценке возможных рисков, влечет к корректировке разработанных в плане аудиторских про­цедур, переоценке системы внутреннего контроля над предприя­тием. Выявленные факты несоблюдения законодательства свиде­тельствуют либо об отклонении правил ведения и организации бухгалтерского учета и отчетности, либо несоблюдении в течение отчетного периода принятой учетной политики в отражении хо­зяйственных операций и оценке имущества.

Аудитор выносит свое суждение о нарушении: являлось ли оно преднамеренным или непреднамеренным, причастны ли ра­ботники и руководитель экономического субъекта к фактам не­выполнения требований нормативных документов.

Существенные нарушения по учету и налогообложению ауди­тор оформляет в своей рабочей документации в виде таблицы «Перечень законов, по которым выявлено нарушение».

Кроме высшего органа управления экономического субъекта должны быть также поставлены в известность о нарушениях и пользователи данных отчетности (например, акционеры) и са­мо руководство субъекта проверки (в письменном виде).

Факты невыполнения требований нормативных актов учиты­ваются аудитором в процессе составления аудиторского заключе­ния (в составлении руководствуются правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» и «Существенность и аудиторский риск»). Если аудитор считает, что нарушения нор­мативных и законодательных актов привели к искажению и по­влияли на достоверность бухгалтерской отчетности, то он пред­ставляет условно-положительное или отрицательное заключение.

Если руководство (персонал) проверяемого субъекта препят­ствуют аудитору в получении достоверной информации о том, что факты невыполнения нормативных актов существенно иска­зили отчетность, аудитор обязан составить отрицательное заклю­чение или отказаться от выражения своего мнения в аудиторском заключении. Если причиной ограничений стали случайные об-


стоятельства, а не руководство или персонал фирмы, то аудитор либо составляет условно-положительное заключение, либо от­казывается от выражения своего мнения в заключении.

На практике (в условиях жесткой конкуренции) аудиторы по­могают организациям исправить все нарушения, так как заклю­чение неположительное невыгодно характеризует как фирму, так и самого аудитора в отношении деловой репутации, поэтому за­ключения отрицательного характера — явление редкое и скорее может иметь место при проверке по поручению государственных органов. В большинстве случаев предприятия получают условно-положительное или положительное заключение.