ВВЕДЕНИЕ

УДК 338.48

ББК 65.433я73

Д95

Одобрено Учебно-методическим Советом факультета туристского бизнеса

Рецензент

Д.с.н, профессор Юдина Т.А.

Д95 Дюжева Е.Л.

Техника и технологии в социально-культурном сервисе и утризм: Учебное пособие – Сочи: Оптима, 2010 – 158 с

Пособие содержит вопросы, связанные с применением достижений научно-технического прогресса в развитии различных предприятий индустрии туризма. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» всех форм обучения.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. Развитие туристской индустрии на современном этапе в России и мире. 7

1.1 Основные факторы развития туристской индустрии.. 7

1.2. Значение туризма в развитии экономики страны... 13

1.3. Тенденции развития отрасли в 21 веке.. 16

1.4. Статистика мирового туризма.. 28

2. Материально-техническая база туризма.. 33

2.1. Научно-технический прогресс и его влияние на развитие туристской отрасли 33

2.1 Структура туристской индустрии.. 41

2.3. Сущность и значение материально-технической базы туризма. Классификация материально-технической базы. 47

3. Средства размещения.. 53

3.1. Назначение гостиниц и их размещение в планировочной структуре города 53

3.2. Формирование предметно-пространственной среды гостиничных предприятий 58

3.3 Архитектура в имидже гостиниц. Архитектурно-планировочное решение гостиничных, туристских и санаторно-курортных комплексах. 75

3.4. Вестибюльная группа помещений.. 78

4. Индустрия питания. 87

4.1. Предприятия питания, виды. Классификация.. 87

4.2 Состав основных помещений ресторанного предприятия, нормы площадей. 92

4.3 Экстерьер и интерьер ресторанного предприятия. Виды экстерьеров и интерьеров ресторанов 94

5. Спортивные сооружения.. 106

5.1. Классификация учреждений, предоставляющих услуги спортивно-оздоровительного характера 106

5.2. Классификация и виды бассейнов.. 108

5.3. Классификация СПА. Виды годромассажных бассейнов.. 110

5.4. Проектирование и строительство различных видов бассейнов.. 114

6. Индустрия развлечения.. 117

6.1. Инфраструктура индустрии развлечений.. 117

6.2. Инфраструктура театров и киноконцертных залов.. 121

6.3 Инфраструктура клубов и дискотек.. 124

6.4. Парки как сегмент индустрии развлечения.. 132

6.5. Музеи и музейное дело.. 135

7. Новейшие информационные технологии в туризме. 137

7.1Автоматизированные системы управления в гостиницах.. 137

7.2. Компьютерные системы бронирования в индустрии гостеприимства. 139

7.3. Особенности автоматизации работы ресторанных предприятий.. 148

ЛИТЕРАТУРА... 155

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие "техника" (от греч."tеchnike"- искусная, позже "techne" искусство, ремесло) одно из самых древних и широко распространенных сегодня.

Оно исторически трансформировалось от первоначального значения слова "мастерство", "искусство", обозначавшего качественный уровень деятельности, к понятию, подразумевающему определенный способ, метод, прием обработки или изготовления. И, наконец, в пору машинного производства его значение переносится на средства человеческой деятельности - материальные объекты (различные устройства, приспособления, приборы, механизмы), используемые в процессе производства с целью облегчения физического труда и повышения производительности.

В настоящее время под техникой подразумевается совокупность материальных средств (орудий, машин, систем), создание которых продиктовано необходимостью осуществления производственных процессов и обслуживанием непроизводственных потребностей общества. При этом определяется назначение техники: полная или частичная замена функций человека во время производственного процесса с целью облегчения труда и повышения производительности.

Существует и другое значение – "совокупность приемов и способов для выполнения чего-либо", близкое к современному понятию "технологический процесс", как элементу технологии.

Технология, как понятие, различными авторами трактуется довольно широко и классифицируется как объективная и субъективная составляющая. Это некий алгоритм (система операций, выполняемых определенным способом, методом, по специальным правилам), приводящий к определенному результату и связанный с изменением состояния, свойств, форм, качества какого-либо объекта или процесса.
Появление новых технологий связано с накоплением опыта, научными открытиями, созданием новой техники и открытием новых возможностей. Эти факторы становятся базой для моделирования интеллектуальной деятельности человека, что помогает создать механизм материальной и культурной основы для появления более прогрессивной технологии. Перестраивается инженерное мышление специалистов, меняется технологическое оборудование, совершенствуется техника, происходит синтез знаний.

Технологии – это системы, которые динамичны, главным образом, за счет собственного внутреннего потенциала, важнейшее достижение человеческого общества. Они способствуют эволюции, результат которой может быть как позитивный, так и негативный. Процессы, происходящие в природе и обществе взаимосвязаны, поэтому, технологические изменения будут способствовать созданию в будущем новых широкомасштабных концепций техники и технологий, которые, в первую очередь, должны внедряться в производство. Они должны способствовать сохранению многообразия всех форм жизни на земле и их увеличению, не допуская приоритета искусственного мира, который приведет к неспособности всей биосферы выжить.

Между техникой и технологиями существует взаимосвязь. Развитие технологий порождает новую технику, совершенствует ее, делает более производительной, полезной, технологичной, управляемой, многофункциональной. В свою очередь, функционирование техники приводит к изменениям в технологиях, способствуя их эффективности, научности, продуктивности.

Техника – как элемент производительных сил, уходящий корнями в историю и имея широкую историческую перспективу, является феноменом, и занимает особое место в общественном развитии. Ее главное назначение – воздействуя на окружающий мир и силы природы реализовать возможности человека.

Техника является частью системы производительных сил общества. Она играет роль посредника между человеком и природой. С одной стороны,человек, как личность, с присущей ему совокупностью свойств, воздействует на природу с помощью техники, создавая искусственные материальные образования. Вовлеченный в процесс прогресса, человек манипулирует силами природы, реализуя себя. Однако, ускорение этого процесса навлекает экологические катастрофы. И поскольку техника является только орудием в руках человека, то переломы в истории человечества во многом зависят от того, как он себя поставит и проявит, насколько он будет благоразумен. С другой стороны, техника оказывает действие на человека, воздействуя на него физически, приобщая к знанию природных процессов и их использованию. Т.о., прямая и обратная функции техники – это совокупность связей системы: человек – техника - природа.

Являясь элементом человеческой деятельности, техника выполняет социальную функцию. Она преобразует и самого человека. В своей деятельности человек постоянно совершенствуется. В процессе эволюции у него возникает необходимость в знаниях, которые совершенствуют деятельность, а она, в свою очередь, совершенствует знание, которое преобразуется в умение, умение - в навыки, навыки - в опыт, а опыт человек реализует в новых видах техники и прогрессивных технологиях.

Техника и технологии становятся непосредственным процессом жизни человека, с помощью их он активно вступает во взаимодействие с окружающей средой, покоряет ее, переходя на новую, более высокую ступень развития общества.

Рынок, который немыслим без конкуренции, - одна из величайших движущих сил прогресса. Он хорош тем, что, используя локальные идеи в совершенствовании услуг, делает их всеобщими, которые, в свою очередь, снова дают толчок к зарождению множества новых локальных, двигая т.о. прогресс, достижения которого должны быть направлены на блага, создаваемые для человека.

В сфере социально-культурного сервиса и туристского бизнеса это особенно актуально: ведь это сфера деятельности, призванная создать все условия для отдыха, восстановления сил, здоровья человека, повышения его культурного потенциала, расширения кругозора, удовлетворения его этнических интересов. Соответственно, задача любой туристской фирмы или другого туристского предприятия, предоставляющих услуги туристам, - максимально удовлетворить пожелания клиентов. Сделать это можно, только создав конкурентоспособный продукт, используя при этом всевозможные средства и способы его привлекательности, т.е. повышения качества.

Внедрение новейшей техники и передовых технологий приносит предприятиям весомые прибыли, повышает их имидж. Такие фирмы, строя свою работу на основе технических инноваций, становятся для потребителей авторитетом. Их дальнейшее воплощение разного рода технологических идей и замыслов, подчеркивающих заботу о клиентах, начинает восприниматься как само собой разумеющееся и вызывает у них (клиентов) уважение за смелость технической мысли. Такие фирмы-новаторы помогают осуществлять обществу прорыв в таком наукоемком направлении туристской отрасли, как использование техники и технологий в социально-культурном сервисе и туризме.