Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Учебная программа для специальностей
1-24 01 01 Международное право
Факультет юридический
Кафедра международного права
Курс – 2 | |
Семестр – 4 | |
Лекции – 12 часов | |
Практические (семинарские) занятия – 12 часов СУРС – 12 часов Курсовая работа – Всего аудиторных часов – 36 Всего часов по дисциплине – 72 | Экзамен – Зачёт – 4 семестр Форма получения высшего образования – очная |
Составила Н.А Полящук, ст. преподаватель кафедры международного права
2014 г.
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Правотворческий процесс», утвержденной 25.07.2012 г., № ТД-Е.446/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой международного права
28.08.2014 г., протокол № 1
Заведующий кафедрой
________________А.Л. Козик
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси Международный университет «МИТСО»
__________20___, протокол №
Председатель
__________________ __________-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Правотворческий процесс – теоретико-прикладная учебная дисциплина, изучение которой призвано обеспечить усвоение студентами процесса разработки и принятия нормативных правовых актов, юридико-организационного и информационного обеспечения правотворческой деятельности в Республике Беларусь.
В рамках курса изучаются теоретические основы правотворческой деятельности; роль Парламента, Президента, Правительства в правотворческом процессе; особенности участия республиканских органов государственного управления в правотворчестве; анализируется правотворчество местных органов управления и самоуправления; исследуется специфика судебного правотворчества и органов прокуратуры; определяется роль правового мониторинга как механизма совершенствования правотворческой и, соответственно, правоприменительной деятельности.
Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является всестороннее и комплексное рассмотрение правотворческого процесса, его основополагающих принципов, перечня субъектов, участвующих в правотворческом процессе, их компетенции и механизма реализации полномочий, форм и методов взаимодействия друг с другом, особенностей различных стадий правотворческого процесса; выявление пробелов и несоответствия в законодательстве, сложностей его применения и путей их преодоления.
Задачи дисциплины:
– углубление общетеоретических знаний о правотворческом процессе в государственно-правовой действительности;
– свободное, грамотное оперирование юридической терминологией;
– осознание роли правотворчества в совершенствовании механизма правового регулирования;
– выработка умений и навыков комплексного анализа и оценки эффективности правотворческой деятельности с учетом современных общественных процессов;
– развитие самостоятельного и творческого мышления в решении конкретных практических задач по их совершенствованию, оптимизации, повышению эффективности через теоретическое познание сущности, стадий, особенностей правотворческой деятельности различных государственных органов;
– формирование профессиональной правовой культуры студента, позволяющей ему активно включиться в формирование правовой государственности в Республике Беларусь.
В процессе освоения учебного материала студент должен
знать:
– содержание нормативного регулирования правотворческого процесса;
– содержание и виды парламентских процедур, используемых Национальным собранием Республики Беларусь;
– особенности нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, республиканских и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;
– виды, внутреннюю и внешнюю структуру нормативных правовых актов, юридических документов;
уметь:
– анализировать тенденции развития законодательства, его позитивные и негативные аспекты;
– оценивать качество различных источников права, системность законодательства, выявлять противоречия и иные его недостатки с целью их устранения;
– определять эффективность деятельности государственных органов по реализации правовых форм деятельности;
– использовать знания в области правотворческого процесса в профессиональной деятельности;
приобрести навыки:
– овладения юридической техникой, используемой в процессе правотворчества;
– составления проектов нормативных правовых и правоприменительных актов, юридических документов;
– толкования права различными способами различным субъектам;
– отграничения правовых нормативных актов от неправовых;
– разрешения коллизий в праве, преодоления и устранения пробелов.
В процессе подготовки студентов используются активные методы обучения: учебные групповые дискуссии, ролевая игра, анализ практических ситуаций и др. Приоритетными методами обучения являются интерактивные методы, где основное внимание уделяется практической обработке знаний, умений, навыков.