Установление маршрута обработки отдельных поверхностей заготовки
Знать маршрут обработки отдельных поверхностей необходимо для последующего расчета межоперационных и общих припусков на обработку, а также операционных технологических размеров. Маршрут обработки устанавливают исходя из требований рабочего чертежа и принятой заготовки. По заданному квалитету точности и шероховатости данной поверхности и с учетом размера, массы и формы детали выбирают один или несколько возможных методов окончательной обработки. Решение этой задачи облегчается при использовании технологических характеристик методов обработки. Зная вид заготовки, таким же образом выбирают первый начальный метод маршрута. Если точность заготовки невысока, то обработку данной поверхности начинают с использования черновой обработки. При точной заготовке сразу можно начинать чистовую, а в некоторых случаях и отделочную обработку.
Базируясь на завершающий и первый методы маршрута, устанавливают промежуточные методы. При этом исходят из того, что каждому методу окончательной обработки предшествует один или несколько возможных предварительных (менее точных) методов. Например, чистовому развертыванию отверстия предшествует предварительное, а предварительному развертыванию — чистовое зенкерование или сверление.
При построении маршрута исходят из того, что каждый последующий метод должен быть точнее предыдущего. Технологический допуск на промежуточный размер и качество поверхности, полученное на предыдущем этапе обработки, должны находиться в пределах, при которых можно использовать намечаемый последующий метод обработки. После чернового растачивания нельзя, например, применять чистовое развертывание, так как для устранения всех погрешностей предшествующей обработки зубья развертки работали бы с недопустимо большой глубиной резания. Выбор маршрута обработки поверхности на последующих этапах проектирования связан с установлением припуска на эту поверхность.
Число возможных вариантов маршрута обработки данной поверхности может быть довольно большим. Все они, однако, различны по эффективности и рентабельности. Выбор окончательного варианта по этим показателям важен, но сложен и трудоемок.
Маршрут выбирают приближенно, оценивая трудоемкость сопоставляемых вариантов по суммарному основному времени обработки и используя для расчета нормативные материалы. Более точно выбирают маршрут при сравнении суммарной себестоимости обработки. Решение данной задачи может быть облегчено использованием типовых рекомендуемых маршрутов обработки основных поверхностей деталей машин.
Число вариантов можно сократить за счет обработки данной поверхности на одном станке за несколько последовательных переходов; путем ограничения возможности применения других методов обработки из-за недостаточной жесткости детали; при необходимости обработки данной поверхности совместно с другими поверхностями заготовки (например, для достижения большей точности их взаимного расположения).