Турбулентный пограничный слой.
Профиль осредненной по времени скорости и(у) жидкой частицы при ее турбулентном движении в пограничном слое около гладкой полубесконечной пластины характеризуется тремя размерными параметрами: кинематическим коэффициентом вязкости , динамической скоростью u*=и вертикальным (нормальным к пластине) масштабом всего течения δ. Эти параметры позволяют выявить два линейных масштаба: v/u* и δ. Первый из них содержит молекулярную вязкость и поэтому можно считать, что он отражает особенности течения вблизи стенки, второй характеризует течение во внешней области пограничного слоя. На основании теории размерности можно записать две эквивалентные зависимости:
= (6.3)
= (6.4)
Будем считать число Рейнольдса течения достаточно большим, таким, что Re δ=δu*/>>l. Следовательно, параметр δu*/в функциональных зависимостях (6.3), (6.4) можно заменить бесконечностью или просто не считать его переменным и не рассматривать.
Тогда при у<<δ из (6.3) получим закон стенки
= (6.5)
или
u+(y)=f3(y+) (6.6)
где u+(y) = u(y)/u*; y+=
=
В области y из (6.4) получим закон дефекта скорости:
(6.7)
(6.8)
где ;
Предположим, что существует область перекрытия обоих законов (6.5) и (6.7). Приравняем их между собой и домножим на у. В результате получим
Левая часть равенства зависит лишь от независимой переменной у+, а правая— только от. Следовательно, левая и правая части должны быть равны некоторой константе А. Таким образом можно записать
Отсюда следует, что в зоне перекрытия распределение скорости подчиняется логарифмическому закону:
(6.9)
(6.10)
На основании экспериментальных данных A=1/ , где =0,4 —универсальная константа Кармана, В1 = 2,4, В = 5,56.
Логарифмический закон стенки, разумеется, нельзя распространить на непосредственную окрестность стенки (). В этой области профиль скорости можно получить непосредственно из уравнений ламинарного пограничного слоя. В самом деле, в окрестности стенки молекулярная вязкость значительно превосходит турбулентную, так что последней можно пренебречь. Поэтому
;
Отсюда следует , p=const.
Граничными условиями будут: при y=0 u=0, .
Таким образом,
или
(6.11)
Как видим, профиль скорости в ламинарном (вязком) подслое при безградиентном течении является линейным.
Безразмерная граница ламинарного подслоя является основной эмпирической постоянной пристенного турбулентного течения. Многочисленными измерениями установлено, что
, где (6.12)
С физической точки зрения эту величину можно трактовать как критическое число Рейнольдса, при котором ламинарный подслой теряет устойчивость. С математической точки зрения она определяется как точка пересечения линейного и логарифмического законов изменения скорости в пристенной области. В действительности переход от ламинарного подслоя к турбулентному ядру осуществляется плавно в пределах буферной зоны.
Ламинарный подслой занимает весьма малую часть пограничного слоя: 0,001...0,01. Логарифмический закон стенки и закон дефекта скорости хорошо описывают профиль скорости до ~0,2.
Для инженерных целей полезны методы, которые дают результат в замкнутых формулах. Обратимся к интегральному соотношению импульсов. В случае пластины и (2.74) приобретает наиболее простой вид:
(6.13)
Вместе с тем уравнение содержит две неизвестные величины: **(x) и (x). Следовательно, необходимо иметь какое-либо дополнительное соотношение. Как правило, это соотношение получают из экспериментов.
Прежде всего, эмпирическим путем можно установить связь между и **. Примером может служить степенной закон сопротивления Фолкнера:
(6.14)
Введем обозначения:
,
и перепишем уравнение (6.13) в форме
и далее с учетом (6.14) придадим ему вид
После интегрирования получим
Будем считать, что турбулентный пограничный слой начинается с передней кромки пластины, т. е. при х=0 ** = 0. Отсюда следует, что С=0.
Итак,
Re** =0,0153 (6.15)
Или
(6.16)
Как видим, толщина потери импульса подчиняется примерно линейному закону в зависимости от х. В ламинарном пограничном слое , т. е. величина ** вдоль по потоку растет медленнее.
Найденное значение ** подставим в исходный закон сопротивления Фолкнера (6. 14) и определим местный коэффициент сопротивления:
(6.17)
Полный коэффициент сопротивления пластины длины L и единичной ширины получится интегрированием:
(6.18)
где
ReL=
Значение местного коэффициента трения Cf падает вдоль пластины. Передняя кромка вновь, как и в случае ламинарного пограничного слоя, является особой точкой.
Более точной и поэтому более употребительной для турбулентного течения является формула Коулса, объединяющая логарифмический закон и закон следа:
(6.19)
где W(y/) = 1-cos— функция следа. Для удобства вычисления интервалов при использовании интегральных соотношений функцию следа иногда представляют в виде степенных многочленов, в частности в виде
П(х)-параметр Коулса, в общем случае отражающий влияние градиента давления. В случае пластины градиент давления отсутствует и потому
П(х)= const=0,55; Х0=0,4; B=5,1.
Еще Прандтль использовал логарифмический профиль скорости для расчета местного и полного коэффициента трения пластины. Выкладки получились довольно сложными, и результаты вычислений были представлены в виде таблиц. В дальнейшем Шлихтинг предложил аппроксимационную зависимость, которая именуется формулой Прандтля — Шлихтинга:
(6.20)
Считается, что она дает наиболее точные результаты во всем практическом диапазоне чисел Рейнольдса, включая предельно большие значения.
Расчетные значения CFx, полученные по формуле Блазиуса (6.2) (кривая 1), по формуле Прандтля — Шлихтинга (6.20) (кривая 2), показаны на рис. 6.3.
Рис. 6.3 наглядно иллюстрирует различный характер зависимости коэффициента сопротивления от числа Рейнольдса при различных режимах
течения: ламинарном или турбулентном.
Рис. 6.3 Зависимость коэффициента сопротивления от числа Рейнольдса.