Выгрузка и выдача груза
Если груз перевозился на основании коносамента, право распоряжения грузом принадлежит любому законному держателю коносамента. Таким законным держателем является:
а) по именному коносаменту - лицо, указанное в коносаменте или лицо, которому коносамент был передан по именной передаточной надписи;
б) по ордерному коносаменту - лицо, приказу которого составлен коносамент, или лицо, указанное в последней из непрерывного ряда таких надписей. Непрерывный ряд передаточных надписей необходим для того, чтобы перевозчик был уверен, что лицо, стоящее последним, является законным держателем коносамента;
в) любое лицо, предъявившее коносамент на предъявителя.
Если груз перевозился на основании морской накладной или иного подобного документа (например, накладной, которой оформлена перевозка груза в прямом смешанном сообщении), груз выдается получателю, указанному в накладной, если только право контроля не было передано отправителем иному лицу.
Выдача груза перевозчиком или его агентом в порту назначения осуществляется по предъявлении оригинала коносамента. Перевозчик не должен выдавать груз без оригиналов, так как на него может быть возложена ответственность за выдачу груза лицу, не имеющему права на его получение. Поскольку ситуации, при которых судно приходит в порт назначения до поступления оригиналов коносаментов, являются нередкими, перевозчику могут предлагаться различные гарантии возмещения ущерба, нанесенного ему выдачей груза без предъявления оригиналов коносаментов. Страховщиками ответственности перевозчика разработаны различные формы таких гарантий. Так, известна стандартная форма обеспечения, принятая клубами взаимного страхования, согласно которой лицо, заинтересованное в получении груза, и соответствующий банк гарантируют перевозчику и его агентам возмещение всех убытков, которые у них могут возникнуть в результате выдачи груза без предъявления оригиналов коносаментов. В случае возбуждения иска против перевозчика покрываются все расходы по ведению дела, а при аресте или задержании судна обеспечивается его освобождение путем предоставления соответствующих гарантий и возмещение убытков.
Вопрос о приемлемости обеспечения решается перевозчиком в каждом конкретном случае.
Согласно действующим Правилам оформления грузовых и перевозочных документов (РД 31.10.37-89) выдача груза при перевозке в каботаже в портах общего пользования осуществляется следующим образом:
а) получатель предъявляет в грузовую контору порта оригиналы коносаментов;
б) грузовая контора выписывает расходный ордер и вместе с копией коносаментов вручает их получателю;
в) получатель предъявляет расходный ордер начальнику склада, который выдает груз под расписку получателя на расходном ордере. На копии коносамента проставляется календарный штемпель, подтверждающий дату выдачи груза.
Перевозка груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производится по накладной и дорожным ведомостям. Выдача груза получателю в порту назначения производится под расписку на дорожной ведомости в том же порядке, как и выдача груза, прибывающего в каботаже.
Выдача груза, прибывшего в заграничном сообщении, производится при предъявлении оригиналов коносаментов с соблюдением правил, установленных ТК.
Если при перевозке груза на основании чартера получатель в порту назначения не явился за получением груза, отказался от груза или задерживает прием груза таким образом, что груз не может быть выгружен в установленный срок. В зависимости от того, было ли предоставлено в распоряжение фрахтователя все судно или только часть грузовых помещений, предусматривается наступление различных правовых последствий.
Если для перевозки было предоставлено не все судно и получатель сразу отказался от груза или осуществляет его прием таким образом, что простой судна неизбежен, перевозчик направляет уведомление заинтересованным в грузе лицам (отправителю или фрахтователю, а также получателю, если перевозчику он известен) и, не ожидая ответа, вправе сдать груз на склад за счет и на риск получателя. Это означает, что получатель обязан оплатить все расходы по выгрузке и расходы хранителя. После передачи груза на склад ответственность морского перевозчика прекращается и получатель несет все риски, вытекающие из хранения этого груза на складе.
В том случае, если для перевозки груза было предоставлено все судно, перевозчик может поместить груз на склад лишь по истечении сталийного и контрсталийного времени (если стороны договорились о контрсталийном времени).
Хотя в п. 2 ст.59 КТМ прямо не упоминается об обязанности перевозчика направить лицу, заинтересованному в грузе, соответствующее уведомление, на практике такое уведомление всегда делается. В течение сталийного (и контрсталийного) времени от отправителя или фрахтователя и иного управомоченного распоряжаться грузом лица могут поступить распоряжения относительно того, как поступить с грузом. Эти распоряжения не являются для перевозчика обязательными, и он должен поступать в зависимости от обстоятельств, имея в виду, что после передачи груза на склад обязательства, вытекающие из договора перевозки, им полностью выполнены.
Перевозчик, при отсутствии иной договоренности с владельцем груза, может осуществить продажу груза через два месяца со дня прихода судна в порт, т. е. если груз был выгружен на склад по истечении сталийного (и контрсталийного) времени, то время хранения груза на складе оказывается меньше двух месяцев. Следует иметь в виду, что продажу груза осуществляет перевозчик, который из вырученной от продажи груза суммы обязан возместить владельцу склада его расходы по хранению. Если же отправитель или фрахтователь до передачи груза на хранение уплатили перевозчику все причитающиеся по данной перевозке суммы, то продажа груза может быть осуществлена по договоренности с перевозчиком владельцем склада.
Если стоимость груза невысока и несоизмерима со стоимостью его хранения, перевозчик вправе осуществить продажу груза ранее указанного срока.
Поскольку перевозчик обязан действовать с учетом интересов груза, он должен продать скоропортящийся груз в сроки, определенные с учетом характера и свойств груза.