Функционально-планировочная и композиционно-пространственная организация городов.
Функционально-планировочная организациягородов (по функциям и планировке) включает в себя проектное деление территорий на общественные центры, жилые, производственные, рекреационные планировочные элементы, объединенные в единое целое управленческими, функциональными, транспортными, инженерно-техническими и иными связями (рис. 2.5).
Изменение способов и скоростей передвижения людей, изменение и совершенствование техники строительства, стремительное разрастание площади застроенной территории и ряд других факторов вызывают необходимость при разграничении планировочных единиц города, укрупнять отдельные градостроительные комплексы и здания, устанавливать новые масштабно-пространственные соотношения, композиционную связь и пространственное единство больших территорий.
Композиция крупных градостроительных комплексов является важнейшей составляющей системы средств эмоционального воздействия окружающей среды на человека. Композиционная структура города определяется еще на самых начальных стадиях проектирования: в территориальной планировке, при выборе участков для размещения отдельных функциональных зон города, определении общей конфигурации городского плана и трассировке уличной сети. Упущения и недочеты на этих этапах проектных работ в последующем оборачиваются серьезными осложнениями в организации композиционно-пространственной структуры (в композиции и пространстве градостроительной среды).
Известно, что композиция города создается на основе упорядоченного размещения в пространстве природных и антропогенных элементов среды. Все многообразие искусственных элементов, начиная от отдельных зданий и их комплексов и кончая внешним благоустройством, совместно с зелеными насаждениями, водными пространствами, рельефом местности активно участвует в создании эстетически гармоничного и образно самобытного пространства Немаловажное значение здесь имеют и такие средства эмоционального воздействия, как цвет, свет, монументальное искусство.
Особенность организации градостроительной среды состоит в том, что, помимо традиционных составляющих композиции (масса и форма), большая роль здесь отводится пространству. Впечатление о городе складывается не только по отдельным зданиям и сооружениям или их комплексам, но и на основе восприятия пространств улиц, площадей, озелененных зон (рис.2.6).
Меняются условия зрительного восприятия городской застройки. К силуэтному восприятию пространства города человеком с уровня земли добавляется панорамное восприятие более обширных частей города из окон зданий, меняющееся и чередующееся восприятие градостроительных комплексов и открытых пространств с движущегося наземного транспорта.
Таким образом, градостроительное пространство следует рассматривать как четырехмерную форму, где движение является неотъемлемым условием восприятия окружения. При этом архитектурные приемы построения композиции города в первую очередь должны исходить из двух основных эталонов соразмерности — масштаба человека и масштаба развитости общества. И если первый масштаб мало изменяется во времени, то последний обусловливается развитием техники, социальным и экономическим прогрессом, идеологией общества и поэтому претерпевает постоянные изменения. И все же архитектурные приемы построения композиции города в первую очередь должны исходить из основного эталона соразмерности — масштаба человека, который мало изменяется во времени.