Важнейшие автомагистрали и автодорожные узлы

 

Как известно, одной из "вечных" проблем России являются дороги. Их недостаток и низкое качество имеющихся существенно сдерживают не только развитие автомобильного транспорта, но и в определенной мере социально-экономический прогресс в стране.

Дороги общего пользования составляют всего лишь 950,0 тыс. км, в том числе 760,0 тыс. км с твердым покрытием. Следовательно, на 1000 км2 территории нашей страны приходится 45 км автодорог с твердым покрытием (или 27 км дорог общего пользования). Значительное отставание в развитии дорог по сравнению с другими странами должно быть преодолено в будущем. По расчетам специалистов, потребная минимальная протяженность автодорог в России — 1,5—2 млн. км.

В 2007 г. на строительство и ремонт автодорог федерального значения из госбюджета было ассигновано 233 млрд. руб. В результате построены новые автодороги общей протяженностью 501 км, отремонтировано и реконструировано несколько тысяч километров междугородных автотрасс и городских дорог. В текущем году государственные инвестиции в автодороги составят 302 млрд. руб. В 2008 г. предстоит сдать в эксплуатацию 560 км новых дорог федерального значения, а в 2009 г. 1922 км (с учетом завершения строительства автомагистрали «Амур» - от Читы до Хабаровска).

В 2008-2009 гг. значительные инвестиции будут направлены на реконструкцию автомагистрали «Дон» - от Москвы до Горячего Ключа. Кроме этого предстоит завершить строительство 12 внеклассных мостов через реки Обь, Волгу, Урал, Енисей, Ангару.

Разработана также программа развития отечественной автодорожной сети до 2015г. Она войдет в состав Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России в 2010-2015 гг.».

Действующую сеть автомобильных дорог по техническим и качественным характеристикам (согласно СНиП 2.05.02-85) делят на пять категорий, или классов. По народнохозяйственному и административному значению автодороги 1-й и частично 2-й категорий называют федеральными, или магистральными общегосударственного значения, 2-й и частично 1-й категории — республиканскими, областными или краевыми, 3-й и 4-й категорий — местными и 5-й категории — сельскими.

Для эффективного использования автомобильного транспорта в России необходимо значительное увеличение дорог 1-й и 2-й категорий, так называемых автобанов с соответствующим оборудованием: станциями заправки автомобилей и технического обслуживания, демпингами, дорожными гостиницами, специальными стоянками, пересечениями в разных уровнях, освещением, дорожными знаками и т. п.

Из наших дорог 15% - грунтовые, 47% - цементобетонные и асфальтобетонные, 38% имеют недолговечное щебеночное покрытие. Значительное отставание должно быть преодолено в будущем. Себестоимость перевозки по нашим дорогам в 5-10 раз выше, чем по западным.

В соответствии с государственной программой по развитию, реконструкции и содержанию федеральных автомобильных дорог Российской Федерации планируются реконструкция, расширение и новое строительство таких крупных автомагистралей, как Москва—Минск—Брест, Москва—Санкт-Петербург—государственная граница, кольцевых дорог вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, автобанов Москва—Курск—Белгород, Омск—Новосибирск, Уфа—Челябинск и др. Строятся новые крупные мосты через Волгу, Обь, Амур и другие реки для разгрузки действующих переходов через эти естественные препятствия. Введена плата за проезд по некоторым дорогам, как это практикуется в некоторых странах.

Основные автодороги лучами расходятся от Москвы и Санкт-Петербурга. Все магистральные дороги имеют номера:

М1 – Москва – Смоленск – Минск – Брест

М10 – Москва – Тверь – Новгород – Санкт-Петербург – Выборг

М27 – Новороссийск – Геленджик – Туапсе – Сочи – Сухуми – Тбилиси

М28 – Новороссийск – Крымск – Краснодар – Ростов–на–Дону

М29 – Ростов-на-Дону – Тихорецк – Кропоткин - Армавир