Черты постструктурализма

-) Убеждение в алогичной сущности мира вызывает критику логоцентрического сознания, стремящегося во всём найти порядок и смысл, отыскать первопричину, а точнее, навязать их всему, на что направлена мысль человека (■ истина есть «Трансцендентальное Означаемое») ;

-) разрушение субъекта как насильственного центра овладения текстом, стремящегося отыскать истину путём «присвоения» текста себе, своим смысловым стереотипам, господствующим в сознании субъекта, предающегося иллюзии о независимости и автономности своего мышления ;

-) разоблачение представления о знаке как единстве означающего и означаемого (схема Ф. де Соссюра), не стоит «поддаваться иллюзии, что означающее отвечает функции репрезентации означаемого», поскольку означающее есть то, что репрезентирует субъекта для другого означающего, то есть, означающее господствует над означаемым (Ж. Лакан) ;

-) текстуализированный мир – «вне текста» ничего не существует, единственно существующая реальность – языковая ;

-) рассмотрение структуры как симулакрум объекта (объект + сознание структуралиста) : ■ «Модель – это интеллект, приплюсованный к предмету, и такой добавок имеет антропологическую значимость» (Р. Барт) ;

-) принцип «диссеминации» смыслов (Ж. Деррида) – рассеивания, дисперсии любого смысла среди множества дифференцированных его оттенков, что знаменует конец власти одних смыслов над другими и вызывает игровое отношение к смыслу ;

-) кризис репрезентации – замена репрезентативной модели симулятивной моделью реальности – разоблачение понятий структура, знак, принцип центрации ;

-) означаемое как иллюзия – происходит «семантическое аннулирование» (Бодрийяр), «кастрация» (Барт) реальности – исчезает различие между реальностью и её представлением, остаются одни лишь «симуляции» и «репрезентации», а на смену реальности приходит гиперреальность ;

-) симуляция реальности – репрезентации уже не копируют реальность, они сами её моделируют, происходит «процессия симулякров» (Бодрийяр), реальность существует только как эффект процесса симуляции, как её спекулятивный элемент ;

-) дискурс власти стоит за всеми культурными феноменами, а всепроникающая способность власти позволяет ей «пересекать», «координировать», «прерывать» любые социальные структуры и установления (■ «древоподобность» власти (Ж. Делёз)) ;

--) язык символизирует собой любые формы принудительной власти, будучи средством символической репрезентации реального, в результате чего «реальное» становится репрессированным, выведенным за рамки структуры,

--) сексуальность, желание и «реальное» использует язык и «символическое» в своих циклических движениях, посредством которых бессознательное самовоспроизводится (Ж. Делёз, Ф. Гваттари),

--) стратегии принуждения скрываются под оболочкой бессознательного ;

-) зоны свободы локализуются вне властных структур в виде предельной реальности, не структурированной и хаотизированной (желание, «хаосмос», аффекты, тело, жест) ;

-) человек есть не индивидуальность, а индиви(д)-дуальность – шизофрения человека как разорванного, фрагментарного существа.