Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки

Согласно Конституции США, принятой 17 сентября 1787 г., го­сударственная власть основана на ее разделении на законодатель­ную, исполнительную и судебную ветви власти. По форме государ­ственного устройства США — федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Конституция содержит четкий перечень вопросов, отнесенных к компетенции центральной вла­сти. Высший орган государственной власти — Конгресс США, состоящий из двух палат — Сената и Палаты представителей, осу­ществляет законодательную власть, Президент США, избираемый сроком на четыре года путем косвенных выборов, осуществляет исполнительную власть и одновременно является главой государ­ства.

Судебную власть осуществляют суды. В США функциониру­ют параллельно единая федеральная система судов и самостоя­тельные судебные системы каждого из 50 штатов и федерального округа Колумбия. В компетенцию федеральных судов входит, пре­жде всего, рассмотрение уголовных дел о преступлениях, преду­смотренных федеральным законодательством, гражданских дел по искам к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральных законов, или между гражданами, про­живающими в различных штатах.

В федеральную систему судов входят Верховный суд США, апелляционные и окружные, а также специальные суды. Всю си­стему возглавляет Верховный суд США, который одновременно занимает исключительно важное положение в структуре высших государственных учреждений наряду с Конгрессом и президентом США. Верховный суд США состоит из девяти судей, одного из ко­торых Президент США назначает председателем. Члены Верхов­ного суда, включая председателя, утверждаются Сенатом — верх­ней палаты Конгресса.

Верховный суд является высшим апелляционным судом, и ему принадлежит право окончательного заключения по делам, спра­ведливость решений по которым, вынесенных судами низших инстанций, либо их соответствие нормам Конституции США кем- либо оспаривается.

Американские суды обладают правом конституционного над­зора. Любой суд на федеральном уровне или на уровне штатов мо­жет принимать решение о конституционности юридического акта. Федеральное законодательство США предусматривает смертную казнь за несколько видов наиболее тяжких государственных, воин­ских и общеуголовных преступлений. Смертная казнь предусмо­трена законодательством 36 американских штатов.

Апелляционные суды существуют в каждом географическом округе и рассматривают жалобы по гражданским и уголовным делам. Они созданы в качестве промежуточной инстанции между Верховным судом США и окружными судами.

Окружные суды функционируют в каждом округе. В крупней­ших и наиболее населенных штатах имеется несколько округов. В США всего 94 федеральных судебных округов, которые являются основными судами первой инстанции в федеральной системе. Они рассматривают по первой инстанции гражданские и уголовные дела, входящие в компетенцию федеральной юстиции, а также жа­лобы на действия административных ведомств.

Наряду с системой общих судов существует несколько специа­лизированных федеральных судов. Суды, возглавляющие судебную систему в штате, называются верховными судами, а в некоторых штатах апелляционными.

Основное звено судебной системы штатов — это суды общей юрисдикции. Они рассматривают по первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, предусмотренных законодатель­ством соответствующего штата.

Суды первой инстанции существуют во всех городах и граф­ствах и являются низшими судами, где рассматриваются наиболь­шее количество дел. Назначение на все судейские должности в федеральных судах производится Президентом США с согласия Сената. Федеральные судьи назначаются пожизненно и могут быть смещены в результате сложной процедуры импичмента. Судьям предъявляются высокие требования, как в профессиональном пла­не, так и в этическом плане.

Назначение на судейские должности в судах штатов произво­дится по весьма различным правилам. Судьи верховных судов и апелляционных инстанций в большинстве штатов назначаются гу­бернаторами с согласия законодательного органа. В таком же по­рядке в некоторых американских штатах занимают свои должности и судьи нижестоящих судебных инстанций. Однако большинство судей выбираются населением в ходе избирательных кампаний.

Прокурорские функции в США выполняет атторнейская служ­ба. Она разделена на две обособленные системы — федеральную и штатов и относится к исполнительной власти. Во главе феде­ральной атторнетуры находится Генеральный атторней, он же Министр юстиции США. Министр юстиции (Генеральный аттор­ней), являясь высшим должностным лицом федеральных органов юстиции, назначается на должность Президентом США и утверж­дается в должности Сенатом США. Он обладает очень широкими полномочиями и осуществляет разнообразные функции.

В ведении Министра юстиции (Генерального атторнея) нахо­дятся: служба солиситоров, маршалы (полиция по исполнению судебных решений). Также под его руководством находятся феде­ральные тюрьмы и иные места лишения свободы.

В каждом штате имеются свои атторнетуры. Во главе аттор­нетуры штатов находится Генерал — атторней. В одних штатах атторнеи назначаются губернатором, в других — избираются на­селением путем так называемых всеобщих выборов. Атторнетура штатов организована и действует независимо от федеральной атторнетуры. Структура атторнетуры штата во многом соответствует федеральной структуре атторнетуры. Помимо федеральной аттор­нетуры и атторнетур штатов в каждом из 94 имеющихся в США округов предусмотрена должность атторнея.

Федеральная атторнетура осуществляет обвинение: по уголов­ным делам; по делам о нарушениях гражданских прав; о нарушени­ях налоговых законов; о нарушениях законов об охране природы и естественных ресурсов; о нарушениях антитрестовских законов.

К функциям государственной атторнейской службы в США от­носятся:

1. уголовное преследование лиц, совершивших преступления;

2. юридическое консультирование правительства страны, от­дельных штатов, других органов исполнительной власти;

3. представление в суде интересов федерального правитель­ства, администрации штатов по различным правоотношениям;

4. обеспечение исполнения законов;

5. участие в законодательном и судебном нормотворчестве;

6. координация деятельности органов уголовного преследова­ния.

При департаменте юстиции состоит Федеральное бюро рассле­дования США. Атторнетура, осуществляя руководство расследова­нием всех дел, обладает по существу неограниченными полномо­чиями в области уголовного преследования. Она обладает исклю­чительным правом возбуждения всех уголовных дел, подсудных федеральным судам. Генеральный атторней и подчиненные ему окружные атторнеи могут прекратить уголовное дело в любой ста­дии до момента вынесения присяжными своего вердикта. Таким образом, возбуждение уголовных дел и поддержание обвинения в федеральных судах составляет основную функцию федеральной атторнетуры.

Характерной особенностью судебного разбирательства являет­ся то, что в судебных прениях последним выступает не защитник, а обвинитель. Атторнеи вправе обжаловать в вышестоящий суд приговоры по уголовным делам, кроме оправдательных пригово­ров, вынесенных судом присяжных.

Расследование по уголовным делам проводится ФБР и множе­ством других федеральных служб, а также независимыми друг от друга многочисленными полицейскими учреждениями, которые подчиняются либо властям соответствующего штата, либо мест­ным властям графства, города или сельского муниципалитета.

В США право на осуществление уголовного преследования принадлежит как федеральным органам власти, так и правитель­ствам отдельных штатов. И у федерального правительства, и у каждого штата имеется свое собственное уголовное законодатель­ство, судебная система, обвинители и полицейские органы.

Федеральные органы, как правило, расследуют дела по рас­пространению наркотиков и деятельности организованных пре­ступных групп, крупные дела о мошенничестве и преступления в сфере финансов, а также дела, затрагивающие интересы феде­ральных властей. На федеральном уровне рассматриваются такие дела как таможенные преступления и преступления в сфере на­логового законодательства, дела о шпионаже и государственной измене. Кроме того, федеральными судами рассматриваются все дела связанные с международной экстрадицией. На уровне штатов расследуются и рассматриваются только те дела, которые совер­шены на территории соответствующего штата.

В результате полицейского расследования не появляются су­дебные доказательства, и полицией не принимаются решения по предмету уголовно-правового спора между обвиняемым и госу­дарством. На данной стадии происходит лишь отыскание, обнару­жение носителей доказательственной информации, которые будут впоследствии представлены в суд. Вот почему офицеры полиции не составляют протоколов, а пишут отчеты. Эта информация ста­нет содержанием доказательств только в судебном заседании, на­пример, после допроса офицера или эксперта в качестве свидетеля обвинения. Полиция больше выполняет административные функ­ции, чем процессуальные.

Решающая роль в вопросе о предании обвиняемого суду при­надлежат атторнеям всех уровней. В большинстве штатов сохра­няется также специальный орган — большое жюри, состоящее из 12—23 присяжных, которые проверяют, имеется ли у обвинения достаточно доказательств для передачи дела в суд. Большое жюри состоит из постоянных заседателей и собирается через суд по тре­бованию атторнейской службы. После вынесения Большим жюри постановления о предании суду обвинение документально оформ­ляется, утверждается обвинителем и официально предъявляется обвиняемому. Утвержденный Большим жюри обвинительный акт именуется true bill, и дело передается в суд, который будет разре­шать его по существу.

По Конституции США все обвиняемые, кроме тех, кто совер­шил мелкие правонарушения, имеют право на суд присяжных. Суд состоит из двух коллегий: коронных судей и присяжных заседате­лей (от 6 до 12 человек). Согласно англосаксонской доктрине пер­вые решают вопросы права, а вторые — вопросы факта. Судебное разбирательство построено на основе состязательности. Председа­тельствующий коронный судья обладает большими полномочия­ми в части назначения наказания, так как он не связан уголовно- правовыми нормами в такой степени, как судья в континентальной системе. Наказания назначаются за каждое преступление и сум­мируются, причем верхний предел не ограничен. Наказание мо­жет быть определено также путем указания низшего и высшего предела.

Защиту интересов обвиняемых по уголовным делам и предста­вительство интересов сторон по гражданским делам осуществляют адвокаты. Для получения права на занятие адвокатской практикой в большинстве штатов необходимо сдать экзамены, организуемые судами. Американские адвокаты действуют в составе адвокатских контор или самостоятельно. «Примерные правила профессиональ­ного поведения» рекомендуют каждому адвокату «стремиться отдать не менее 50 часов своего рабочего времени юридическим услугам pro bono publico («ради общественного блага»), которые оказываются «лицам с ограниченными средствами».

Уголовно-исполнительная система основана на ее федера­тивном устройстве и административно-территориальном делении. США состоит из местных, окружных и федеральных пенитенци­арных учреждений. Для содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также осужденных к наказанию в виде лишения свободы сроком до одного года созданы специальные пенитенци­арные учреждения — «джейлы».

Осужденные к лишению свободы на срок более одного года содержатся в окружных пенитенциарных учреждениях — тюрь­мах штатов. В целях применения дифференцированных условий предусмотрены строгий, общий и льготный режимы отбывания наказания. Федеральными пенитенциарными учреждениями явля­ются федеральные тюрьмы, в которых содержится незначительное число осужденных.