Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры

Организация и деятельность органов прокуратуры осущест­вляется в соответствии с принципами единства, централизации, независимости, законности и гласности. Прокуратура Республики Казахстан составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров выше­стоящим и Генеральному прокурору республики. Прокуратура Ре­спублики Казахстан осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц, полити­ческих партий и других общественных объединений. Запрещает­ся вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осу­ществлении ими своих полномочий, установленных законодатель­ством. Акты прокурорского надзора, вынесенные на основании и в порядке, установленном законом, обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан.

За годы независимости Казахстана сложились и в целом эффек­тивно функционируют органы прокуратуры, являющиеся ядром правоохранительной системы страны, отвечающие потребностям демократического и правового государства.

Прокуратура является редким и уникальным органом надзора за законностью, одной из важнейших звеньев правозащитной си­стемы, поскольку это единственное ведомство в стране, которое в своей деятельности касается всех сфер жизни. Только в 2009 году благодаря прокурорскому вмешательству 190 тыс. работни­кам было выплачено более 8,8 млрд. тенге зарплаты. Для защиты прав предпринимателей, обращавшихся с заявлениями в органы прокуратуры и по телефонам доверия, организованы специальные мобильные группы. В результате сотрудники надзорного органа пресекли около ста правонарушений в отношении бизнесменов. Особая миссия была возложена на прокуратуру по контролю над целевым использованием бюджетных средств, выделенных на ста­билизацию ситуации в сфере строительства, восстановление прав дольщиков. Организованы группы по их правовой защите. По­терпевшими признаны более- 9 тысяч граждан, которым причинен ущерб в размере свыше 50 млрд. тенге. Исчерпывающие меры про­куроры приняли для установления и ареста имущества застройщи­ков. Возбуждено 50 уголовных дел, по направленным в суд делам осуждены 38 лиц[41].

Вместе с тем фундаментальные изменения, происходящие в мире, и процессы глобализации, а также внутренняя динамика развития страны требует соответствия национального права, в том числе деятельности правоохранительных органов, международ­ным стандартам.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на пе­риод с 2010 до 2020 года указано о необходимости дальнейшего совершенствования процессуальных основ деятельности органов прокуратуры. И в рамках этой работы повысить роль и ответствен­ность прокурора в досудебном производстве, в том числе путем расследования органами прокуратуры уголовных дел о престу­плениях, представляющих серьезную общественную опасность и сложность, как составной части функции уголовного преследова­ния, осуществляемого прокуратурой.

В настоящее время органы прокуратуры вправе рассчитывать на образование следственных подразделений, как минимум, по расследованию преступлений, совершенных сотрудниками сило­вых структур. Тому подтверждение Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Ка­захстан по вопросам оперативно-розыскной деятельности» от 17 июля 2009 года № 187-IV ЗРК, согласно которому теперь предва­рительно следствие по уголовным делам производится не только следователями Комитета национальной безопасности, органов внутренних дел и финансовой власти, но и в случаях, предусмо­тренных УПК РК, прокурорами» (ч. 3 ст. 191 УПК).

Также в новой Концепции обращено внимание на важность дальнейшего повышения эффективности координирующей функ­ции органов прокуратуры по отношению к правоохранительной деятельности, в том числе посредством соответствующей право­вой регламентации этой функции.

Правовые гарантии деятельности органов прокуратуры за­креплены в статье 6 Закона «О Прокуратуре», согласно которому воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения, а также неисполнение поста­новлений, предписаний, указаний, требований прокуроров влечет ответственность, установленную законом.

По требованию прокуратуры соответствующие органы и полно­мочные лица обязаны: безвозмездно и с соблюдением установлен­ных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банков­скую и иную охраняемую законом тайну, предоставить необходимые материалы и сведения; выделить специалистов для участия в проверке и дачи заключения; принять иные необходимые меры для обеспечения надзорной деятельности прокуроров и обеспече­ния их безопасности.

Поручения прокурора, данные им в пределах своей компетен­ции, обязательны для органов дознания и следствия. Истребуемая информация предоставляется в органы прокуратуры в установлен­ных законодательством формах, порядке, а также в сроки, опреде­ленные прокурором.

Прокуроры в пределах своей компетенции имеют право на бес­препятственный вход в помещения государственных органов, ор­ганизаций, независимо от форм собственности, безотлагательный прием их руководителями и другими должностными лицами по вопросам проверки, доступ к документам и материалам, ознаком­ление с судебными делами и их истребование из суда, за исключе­нием случаев, когда материалы дела находятся непосредственно в судебном производстве.

Должностные лица и граждане обязаны явиться по требованию прокурора в установленное им время для дачи показаний. Неис­полнение законных требований прокурора либо неявка по требова­нию прокурора без уважительных причин влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан. Прокурор вправе в случае неисполнения предписаний и постановлений в пределах своей компетенции обратить их к принудительному ис­полнению.

Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по суще­ству находящихся в его производстве дел и материалов, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора, в производстве которого они находятся, до их завершения.

Формой реализации полномочий прокурора по устранению на­рушений закона, пресечению правонарушений, восстановлению законности, ликвидации вызванных нарушениями Закона негатив­ных последствий являются акты прокурорского реагирования.

К ним относятся: протест, постановление, предписание, заяв­ление, санкция, указание, представление, разъяснение закона.

Применение того или иного акта прокурорского надзора зависит от характера нарушений законов, их причин, от распространенно­сти нарушений, вредных последствий, степени вины правонару­шителей.

В случае неисполнения в добровольном порядке постановле­ний и предписаний прокурора он вправе вынести постановление о принудительном исполнении требований прокурора, за исключе­нием предусматривающих принудительное лишение имущества, и направить его для исполнения в уполномоченные государственные органы. Уполномоченные государственные органы обязаны по по­лучении соответствующего постановления прокурора незамед­лительно принять меры к его исполнению. В случае отказа долж­ностных лиц, граждан от явки для дачи показаний в органы про­куратуры прокурор вправе вынести постановление о доставлении (приводе) такого лица в органы прокуратуры, которое исполняется органами внутренних дел в течение двадцати четырех часов.

Учитывая исключительную остроту отдельных следственных действий, затрагивающих охраняемые Конституцией права и сво­боды граждан, законодатель предусмотрел порядок осуществления прокурорского надзора.

Так, прокурор дает письменную санкцию (согласие) на:

1. обыск, в случаях, предусмотренных уголовно-процессуаль­ным законодательством;

2. отстранение обвиняемого от должности, помещение подо­зреваемого или обвиняемого в медицинское учреждение для про­изводства экспертизы;

3. проведение оперативно-розыскных мероприятий и след­ственных действий, затрагивающих охраняемые Конституцией и законом тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкос­новенность жилища;

4. задержание иностранцев для выдворения в административ­ном порядке;

5. негласное прослушивание и запись разговоров с использо­ванием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, а также прослушивание и запись переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств;

6. доступ государственных органов и их должностных лиц (за исключением должностных лиц Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций) к документам, со­держащим банковскую тайну;

7. арест на деньги и другое имущество физических и юриди­ческих лиц, находящиеся в банках, и приостановление расходных операций на банковских (за исключением корреспондентских) счетах физических и юридических лиц;

8. объявление международного розыска в отношении лица, со­вершившего преступление на территории Республики Казахстан и скрывающегося от следствия;

9. в иных случаях, прямо предусмотренных законом.

Что касается ареста лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, в связи с конституционными измене­ниями (2007 г.) прерогатива санкционирования ареста в настоящее время отдана суду. Санкция на совершение указанных действий либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановлении должностного лица либо в иной письменной форме после изучения материалов, на основании которых испра­шивается санкция, в течение двадцати четырех часов.

Прокурор также дает согласие на действие ведомственных нор­мативных правовых актов по вопросам оперативно-розыскной и иной деятельности, которая может повлечь ограничение прав сво­бод человека и гражданина.