Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной деятельности

 

Указом Президента Республики от 24 августа 2009 года № 858 утверждена Концепция правовой политики Республики Казах­стан на период с 2010 до 2020 года, являющегося основой для разработки соответствующих программ в области правовой по­литики государства, перспективных и ежегодных планов законо­проектных работ Правительства Республики Казахстан, проектов нормативных правовых актов Республики.

В соответствии с новой Концепцией правовой политики глав­ными приоритетами в данной деятельности является борьба с пре­ступностью, обеспечение законности и общественной безопасно­сти, защита прав и свобод граждан, обеспечение неотвратимости реакции государства на любые правонарушения, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, профилактика правонару­шений, взаимодействие с гражданами в борьбе с преступностью.

Для решения этих задач предлагается не только укреплять ор­ганы правопорядка, совершенствовать формы и методы их рабо­ты, но и обеспечивать стабильность кадровой политики, повышать требования к квалификации и дисциплине сотрудников правоохра­нительных органов.

Акцентировано, что ядром правоохранительной системы стра­ны являются органы прокуратуры. Поэтому обращено внимание на необходимость повышения эффективности надзорной деятель­ности прокуратуры как основной ее функции, дальнейшего со­вершенствования процессуальной основы деятельности органов прокуратуры. В рамках этой работы рекомендовано повысить роль и ответственность прокурора в досудебном производстве, в том числе путем расследования органами прокуратуры уголовных дел о преступлениях, представляющих серьезную общественную опасность и сложность, как составной части функции уголовного преследования, осуществляемого прокуратурой. Предложено и да­лее повышать эффективность координирующей функции органов прокуратуры по отношению к правоохранительной деятельности, в том числе посредством соответствующей правовой регламента­ции этой функции.

Концепцией указаны, что главными задачами органов внутрен­них дел являются охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, борьба с преступлениями против личности, собственности и другими общеуголовными преступлениями. От эффективности деятельности органов внутренних дел зависят безопасность и спокойствие граждан, состояние преступ­ности и уровень криминогенной обстановки в стране, в связи с чем процесс совершенствования органов внутренних дел должен быть сосредоточен на обеспечении быстрого и адекватного их реагиро­вания на преступные проявления и профилактике правонаруше­ний.

Концепцией подчеркивается, что органы финансовой поли­ции, выполняя возложенные на них задачи по борьбе с экономиче­ской и коррупционной преступностью, в полной мере оправдали свое предназначение. Вместе с тем органам финансовой полиции предлагается в условиях рыночной экономики постоянно совер­шенствовать формы и методы работы, чтобы иметь возможность эффективно противостоять экономической и коррупционной пре­ступности, постоянно мимикрирующей в современных условиях.

Финансовой полиции на системной основе противостоять эконо­мическим и коррупционным правонарушениям, выявлять и устра­нять причины и условия, способствующие возникновению корруп­ции. Также обращено внимание на важность обеспечения безопас­ности бизнеса, исключения необоснованного вмешательства в его деятельность.

Признано необходимым оптимизировать структуру и функ­ции правоохранительных органов в целях установления более эффективных организационно-управленческих механизмов и эффективного распределения соответствующих функций, в связи с чем актуализировать вопросы освобождения правоохранительных органов от несвойственных функций. При этом при проведении административной реформы в правоохранительных органах учи­тывать особенности и специфику их деятельности, чтобы пред­принимаемые меры не повлекли снижения их правоохранитель­ного потенциала, ослабления возможностей в противодействии преступности.

Предлагается для сотрудников правоохранительных органов установить единые правовые стандарты и нормы прохождения службы, в том числе специальные квалификационные требования по аналогии с квалификационными требованиями к категориям административных государственных должностей, ввести конкурс­ный порядок приема на службу в правоохранительные органы.

В перспективе полагает целесообразным поэтапно проводить линию на определенную демилитаризацию правоохранительных органов с сохранением воинских и специальных званий за воен­нослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, непосредственно выполняющими основные задачи и функции, по­ставленные перед этими органами.

Совершенно справедлива установка, определяющая четкие критерии оценки их деятельности, при этом не только по количе­ственным показателям, но и по качественным параметрам оценки, что обеспечит эффективную деятельность правоохранительных органов.

Обращено внимание на важность постоянной работы над по­вышением эффективности и улучшением организации деятельно­сти следственного аппарата, в том числе на принятие мер, на­правленных на повышение процессуального статуса следователя. Также обращено на необходимость совершенствования и порядок наделения полномочиями и аттестации участковых инспекторов полиции, при котором полнее учитывалось бы мнение населения.

Концепцией отмечена значимость продолжения работы по сво­евременному введению и правильному применению правовых норм, направленных на обеспечение национальной безопасно­сти, в том числе на предупреждение и пресечение распростране­ния терроризма, этнического и религиозного экстремизма, неза­конной миграции, наркомании и наркобизнеса, торговли людьми, компьютерной преступности, незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, международных преступлений коррупци­онного характера, а также относящихся к сфере отмывания денег.

Указано, что важная задача права — это определение основ на­циональной системы защиты информации, основных угроз в этой сфере, механизмов реализации единой государственной политики в сфере информационной безопасности.

В Концепции также указано, что судебная система Казахстана в целом отвечает потребностям обеспечения эффективной судеб­ной защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интере­сов организаций и государства.

Поэтому развитие судебно-правовой системы признано осу­ществлять на основе преемственности и поэтапности но следую­щим направлениям:

1. специализация судов и судей, в том числе развитие ювенальных судов, создание специализированных судов по рассмотрению уголовных дел, в перспективе образование налоговых и других специализированных судов. При этом ювенальные суды должны стать центральным звеном создаваемой в стране системы ювенальной юстиции;

2. создание системы административной юстиции на базе дей­ствующих административных судов, рассматривающей публично- правовые споры с передачей дел об административных правонару­шениях в подведомственность судов общей юрисдикции;

3. исключение дублирования функций различными судебными инстанциями;

4. расширение пределов судебного контроля в досудебном про­изводстве;

5. развитие системы третейских и арбитражных судов;

6. повышение уровня открытости и прозрачности судебной си­стемы, в частности путем предоставления более широкого доступа населения к информации о деятельности судов;

7. внедрение современных средств фиксации судебной инфор­мации, что будет способствовать реализации принципа состяза­тельности в судопроизводстве и позволит обеспечить оператив­ную информационно-правовую поддержку процессу отправления правосудия, сокращение сроков рассмотрения дел, повышение эф­фективности исполнения решения суда;

8. расширение применения ограничительных мер в отношении должников. Внедрение института частных судебных исполните­лей, наряду с государственным судебным исполнением. В рамках смешанной модели исполнения судебных решений только государ­ственные судебные исполнители должны обладать правом прину­дительного исполнения документов о взыскании в доход государ­ства, а также по взысканиям с государства;

9. ужесточение квалификационных требований к кандидатам в судьи, поскольку профессионализм и высокие моральные качества судей являются основой формирования качественного судейского корпуса. Усилить контроль со стороны самого судейского сообще­ства за соблюдением судьями требований кодекса судейской этики, адекватно и незамедлительно реагировать на все допускаемые на­рушения.

Следует заметить, что за последние 10—15 лет в судебной си­стеме проведены значительные реформы. 18 ноября 2009 года в Астане в зале нового Дворца Независимости прошел V съезд судей Республики Казахстан, где было отмечено, что последовательно улучшается уровень обеспечения судебной системы. С учетом ра­стущих потребностей за последние годы выросла численность су­дов и судей. Если в 2002 году в стране действовали 185 местных судов и 1823 судьи, в настоящее время (2009 г.) — 340 судов со штатом 2433 судьи.

Внедрено судопроизводство с участием присяжных, санкцио­нирование ареста перешло в компетенцию судов, получила даль­нейшее развитие специализация судов. Сегодня в республике успешно функционируют специализированные экономические, административные, военные суды, финансовый суд в г. Алматы, в городах Алматы и Астане действуют ювенальные суды. В ближай­шей перспективе — внедрение специализированных налоговых и уголовных судов.

В деятельность судов внедрены новейшие достижения инфор­мационных технологий. На сегодня реальностью стали автомати­зированный документооборот, веб-сайты Верховного и областных судов, использование видеоконференцсвязи в судебных процессах, установление в судах информационных киосков, электронного на­блюдательного производства, когда участник процесса, не приходя в суд, по Интернету может ознакомиться с движением своих до­кументов в суде.

Большое внимание уделяется решению социальных проблем судей — одних из самых высокооплачиваемых государственных служащих в Казахстане. Государством решен вопрос об увели­чении для них пенсионного вопроса до 65 лет с потенциальным продлением ценза до 70 лет[14].

Ряд предложений по совершенствованию деятельности правоо­хранительных органов содержится в Указе Президента от 22 апре­ля 2009 г. № 793 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан», со­гласно которому предлагается «обеспечить унификацию правового статуса сотрудников правоохранительных органов и прохождения ими службы, предусмотрев при этом повышение процессуального статуса следователя, назначение и аттестацию участковых инспек­торов полиции с учетом мнения населения, а также установив кон­курсный порядок приема на службу в правоохранительные органы с обязательным прохождением кандидатами стажировки».