Роль органов государственной власти в социальной политике

Государственность — это тип политической организованности общества, суть которого в том, что реально достигается и надежно воспроизводится (т.е. является устойчивым в процессе исторического развития) системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность есть достигнутая в ходе исторического развития такая ступень культуры (цивилизованности) политических отношений, которая обеспечивает жизнеспособность (т.е. политическую, экономическую. социальную, культурную, нравственную эффективность) таких крупных социальных общностей, какими являются народы и многонациональные народы.

Государство — конкретная историческая форма осуществления государственности в жизни того или иного народа.

В форме государства обеспечивается та часть власти, которая называется государственной.

К сожалению, россияне из поколения в поколение сталкивают» с такими формами государства, которые не относятся к благоприятным для большинства населения. Отсюда массовая недооценка той роли, которую могло бы при определенных обстоятельствах сыграть государство в становлении гуманистической и демократической социальной политики.

Ненормальность стожившейся ситуации в тон, что большинство граждан даже не пытается использовать государство для улучшения своей жизни, для реальной демократизации обшей обстановки в стране, а оставляет государство в полном распоряжении меньшинства. В стране складывается два лагеря: меньшинство, «приватизировавшее» российское государство, и большинство решающее проблемы жизни без государства, нередко в борьбе с государством. Надо понять, что если даже правящее государством меньшинство будет руководствоваться интересами облегчения народной участи, то и в этом случае задачи социального развили не будут должным образом решены. Только деятельное участие большинства граждан в решении социальных задач может дать ощутимый эффект. Но для этого большинству надо, во-первых, внутренне организоваться, во-вторых, иначе отнестись к государству и полнее воспользоваться государством в общих интересах, в интересах страны и каждой из социальных групп, составляющих большинство народа.

В чем предназначение (главная функция) государства? В организации единства нации. В этом, пожалуй, нет серьезных расхождений. Расхождения существуют по вопросу о том, как, какими способами, какими методами достигается единство, организованность нации. Первый идейный и практический водораздел здесь такой:

• одни исходят из того, что государство существует и действует как бы отдельно от народа, оно обособляется от народа (пусть даже путём демократических выборов), принимает на себя ответственность за обеспечение порядка и условий жизни народа, руководит народом, проводит социальную политику, экономическую политику. Активность народа государству либо вовсе ни к чему, либо эта активность выражается в деятельности (самодеятельности) неправительственных, негосударственных организаций. При таких представлениях развитое и благополучное демократическое общество состоит из государства и так называемого гражданского общества (негосударственных форм общественной самодеятельности граждан);

• другие полагают, что организация единства нации есть дело самой нации, и она может поручить это дело властным государственным структурам, но никогда не должна целиком передоверять этим структурам своих изначальных прав. Конституция Российской Федерации так решает этот вопрос:

«Статья 3.

1) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2) Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3) Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4) Никто не может присватать власть в Российской Федерации...»

При таком подходе государство не противопоставляется народу, а является формой осуществления власти, которая по Конституции не может принадлежать никому кроме самого народа.

Другой подход к роли государства и государственности в социальной политике не просто отрицает командную роль государства в социальной политике или верховенствующую роль в ней государственных органов и исполнительного аппарата власти. Одновременно с таким отрицанием раскрывается ничем не могущая быть замененной роль государственности и государства в социальной политике. Их роль состоит в следующем:

1) Государственность любого типа обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности в целом м каждой из важнейших сфер жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая) Благодаря социализированности возникает обще-национальное представление о нормальных условиях жизни в обществе. Неблагоприятные отклонения от нормы (не властью утвержденной, а обществом осознаваемой нормы) воспринимаются как социальное неблагополучие и требуют общественного и государственного действия для нормализации.

2) Демократическое государство обеспечивает наилучшие из возможных в классовом обществе условия для развертывания социальной активности граждан, общественных групп и общностей. При демократической государственности никто из граждан не только не исключен из общества, но не допускается дискриминации по свойствам неклассового происхождения (раса, пол, возраст, национальность, вероисповедание) и сегрегация какой-либо части населения.

3) Демократическое государство не отнимает у граждан и социальных групп их общественной субъектности, а потому не культивирует патерналистские формы государственной социальной политики. Зато демократическое не ставит ни для одной социальной группы преград для улучшения ее социального положения. Единственное ограничение — полная законность методов такого улучшения

4) Тем самым демократическое государство создает пространство общественных возможностей, защищенных от произвола частной силы, от разрушающего влияния ситуативного перевеса сил на взаимоотношении социальных групп с противоположными интересами и устремлениями.

Государство и государственность (особенно демократическое государство) гарантируют возможность взаимодействия социальных групп и других устойчивых элементов социальной структуры как общественно упорядоченного, общественно признаваемого и общественно защищаемого системного процесса, т.е., как социальной политики в масштабах страны. Социальная политика как механизм общественных взаимодействий невозможна в цивилизованных формах без государственности и государства как гарантах сохранения подходящего для социальной политике единого общественно – организованного пространства. И при такой своей гарантирующей роли государство (правда, не в своем целостном виде, а в виде государственных органов) является еще и равноправным субъектом социальной политики.

Совмещенность в государстве функций гаранта реальных возможностей для регулярного протекания социальной политики и функций одного из субъектов социальной политики - то самое тонкое место, которое рвется, если государство действует не в реально гражданском обществе, а практически бесконтрольно и без серьезной общественной поддержки. Государство постоянно сталкивается с соблазном присваивать власть, если единственный законный ее собственник - народ - не блокирует попытки такого присвоения методом активного участия большинства в социальной политике и в политике в целом.