Методы психолого-педагогической деятельности

В переводе с греческого «метод» означает исследование.

Метод – это способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; вообще – прием, способ или образ действия (Философский словарь).

Метод – это способ достижения какой-то цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности (Советский энциклопедический словарь).

Существует несколько критериев, по которым можно классифицировать методы психологии.

1. Уровень научного познания: теоретические методы (означают изучение первоисточников, анализ научных данных – моделирование, изучение литературных источников) эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, тест, опросники, анкеты, анализ результатов деятельности).

2. Источники информации: способы исследования личности и деятельности с помощью тестов, методы регистрирующие жизнь и поведение человека в различных ситуациях (наблюдение, экспертные оценки, ранжирование и др.), методы на основе которых можно получить креативную информацию (продуктивные – проективные тесты, интервью, открытые анкеты, социометрия и др; воссоздающие – лабораторный и клинический эксперимент, анализ результатов деятельности и др.).

3. Принцип исследовательской деятельности Бориса Герасимовича Ананьева. Методы разделены на четыре группы: организационные, эмпирические, методы обработки данных и интерпретационные.

К организационным методам относят сравнительный метод, который используется для сопоставления и сравнения различных групп; лонгитюдный метод – предполагает многократное исследование одной и той же группы людей на протяжении длительного времени; комплексный метод – совместная работа психолога и специалистов из других областей научных знаний.

Эмпирические методы: наблюдение – метод сбора данных путем прямого зрительного или слухового контакта с субъектом изучения и фиксация в нем определенных качественных и (или) количественных изменений; самонаблюдение (интроспекция) – фиксация изменений, происходящих в целях, мотивах, деятельности, психическом состоянии и т.п. у самого наблюдающего; эксперимент – один из основных методов исследования в психологии, который заключается в оказании воздействия на участников исследования; беседа – один из опросных методов, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого сообщения; интервью – сбор информации о респонденте посредством заранее сформулированных вопросов; анкетирование – письменный вариант интервью; анализ продуктов деятельности – это метод опосредованного эмпирического изучения личности через распредмечивание, анализ, интерпретацию созданных им материальных и идеальных продуктов; диагностические методы.

В методах обработки данных выделяют количественный, математико-статистический анализ и качественный анализ, который предполагает дифференциацию материала по группам, описательные техники, контент-анализ и др.

К интерпретационным методам Б.Г. Ананьев относит генетический метод, который позволяет интерпретировать весь отработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты, он устанавливает «вертикальные» связи между уровнями развития; и структурный метод, который устанавливает «горизонтальные» связи между всеми изучаемыми характеристиками личности.

4. Учет времени, необходимого для исследования: долговременные (лонгитюд, близнецовый метод и др.) и кратковременные (поперечные срезы, экспресс-тесты и др.)

5. Наличие или отсутствие взаимодействия: субъект-субъектные (наблюдение, эксперимент, тесты, интервью и др.) и субъект-объектные (биография, анализ результатов деятельности, шкалирование и др.).