Внутрицеховые транспортные схемы

Для построения внутрицеховой схемы транспортных связей надо знать технологические процессы изготовления продукции, определяющие последовательность прохождения грузов между производственными участками, предварительную компоновку цеха и грузооборот по цеху, номенклатуру, габаритные размеры, массу грузов, требования к условиям их перемещения.

Чтобы определить грузооборот по цеху, необходимо выявить потребность в основных и вспомогательных материалах, заготовках, полуфабрикатах и изделиях в тоннах на всю программу выпуска для каждого производственного участка, а также на программу выпуска полуфабрикатов и готовых изделий в тоннах с каждого производственного участка. Если транспортная система должна доставлять на производственные участки инструмент и технологическую оснастку, то при определении общего грузопотока необходимо будет учитывать и их массу.

Грузопотоки наносят на компоновки в виде полос, ширина которых пропорциональна их величине (т/сут. или т/год), указываемой на каждом грузопотоке цифрами. Для большей наглядности грузопотоки изображают штриховыми полосами различного цвета, соответствующими тому или иному роду груза; направление грузопотоков, которое должно соответствовать фактической трассе движения грузов, указывают стрелками в местах входа и выхода, а при большом числе грузопотоков - на всем их протяжении.

Схема грузопотоков служит базой для разработки технологи­ческих процессов транспортных работ, а также для выбора вида, числа и основных технических параметров средств транспортирования. При проектировании выполняют несколько вариантов схем грузопотоков и выбирают оптимальный.

Оптимальная транспортно-технологическая схема должна обеспечивать: минимальное число действительно необходимых операций; минимальные расстояния транспортирования и число перевалок грузов; автоматизацию каждой операции и всего процесса транспортирования; максимально возможное совмещение подъемно-транспортных операций с операциями изготовления изделий; использование для автоматизации процессов прогрессивных высокопроизводительных средств; однотипность средств автоматизации процессов транспортирования; малое число пересечений и разветвлений; требования охраны труда; экономическую эффективность и ремонтопригодность.

Все перечисленные требования относятся и к построению межоперационной схемы транспортных связей производственного участка, для которой необходимо знать технологические процессы изготовления изделий, определяющие последовательность прохождения грузов между технологическим оборудованием, предварительную планировку участка и грузооборот по участку.

После составления транспортных связей производственного процесса переходят к разработке технологического процесса транспортирования. Под технологическим процессом транспортирования понимают периоды производственного процесса, во время которых происходит изменение пространственного положения объекта производства (материал, заготовка, полуфабрикат, изделие) без изменения его качества. Технологический процесс транспортирования состоит из ряда операций, выполняемых в определенной последовательности. Это, например, погрузка, транспортирование, разгрузка, перегрузка, перекладка, кантование и загрузка. По возможности следует использовать типовые технологические процессы, которые разрабатывают дня группы материалов, заготовок, полуфабрикатов, изделий, имеющей общность маршрута перемещения, состава транспортных партий, условий захвата грузовых единиц, структуры стыков между технологическими, контрольно-учетными, складскими операциями и операциями перемещения, последовательности выполнения операций перемещения.

Обычно разрабатывают маршрутные и операционные карты технологического процесса транспортирования, на основе которых определяют время транспортирования для выбранного типажа транспортного оборудования. На основании разработанных технологических процессов транспортирования определяют типаж транспортных средств, а количество и основные технические параметры транспортных средств каждого типа рассчитывают с учетом массы, габаритных размеров, условий транспортирования грузовых единиц, схемы грузопотоков и временных связей производственного процесса.