Особенность расчетов с применением КК техники

ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003г.

Субъектный состав: применяется контрольно-кассовая машина. Раньше только при расчетах с населением, а сейчас все обязаны применять ККтехнику (все субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчеты наличными денежными средствами). Если 2 ЮЛ – сейчас используют векселя.

Понятие ККтехники (расширено по сравнению с ранее действующим законом): ККМ –

§ ККМ, оснащенное фискальной памятью

§ ЭВМ, в т.ч. персональные и программно-технические комплексы (получается, что можно разработать программу для компьютера и тогда не надо покупать ККМ).

Но есть дополнительные условия для признания соответствующей техники легитимной:

1) соответствующая техника (либо программное обеспечение) должна быть включена в государственный реестр такой техники (он сейчас выдается Финансовой налоговой службой) – будет использоваться несколько программ. Но ведь программы устаревают и из реестра их могут исключить. Судебная практика: при исключении ККМ из государственного реестра использование ее в дальнейшем будет правомерным в пределах сроков ее амортизации.

Постановление Правительства «Классификация основных средств».

 

2) ККТ должна быть зарегистрирована организацией в налоговом органе по месту ее учета. Приобретение для целей регистрации целесообразно осуществить у специализированных организаций, которые будут обслуживать эту технику в дальнейшем.

 

3) ККТ должна быть исправна, опломбирована в установленном порядке.

 

4) ККТ должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

 

Фискальная память – это комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ, который обеспечивает неккоретируемую, ежемесячную регистрацию данных и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации в целях полного учета наличных денежных расчетов для правильного исчисления налогов.

Но есть исключение, когда допускается осуществлять расчеты БЕЗ ККТ: (прежний закон отсылал к Постановлению Правительства РФ) – сейчас все на уровне закона.

 

1. расчеты при оказании услуг населению с условием выдачи соответствующих бланков строгой отчетности (квитанция и др.) – устанавливаются Правительством, но они еще не установлены. В настоящее время применяются документы утв. Письмом Минфина от 1995г. «Об утверждении форм документов строгой отчетности» + Письмо МинФина от 29.12.2003г. (отсылает к 1995г.).

2. виды деятельности, которые отражены в ч.3 си.2 ФЗ «О применении ККТ», перечень исчерпывающий. Кроме того субъекты РФ вправе принимать перечни местностей, (отдаленных, труднодоступных обычно), применительно к которым могут не применяться ККТ.

Основной вид ответственности – ст.14.5 КоАП РФ. 2 основных состава, но судебная практика конкретизирует – в соответствии с Постановлением ВАС РФ от 31 июля 2003г. №16 под неприменением ККТ следует понимать:

Ø фактическое неиспользование ККТ.

Ø Использование ККТ невключенной в реестр и не зарегистрированной в налоговых органах.

Ø Использование ККТ без фискальной памяти или с фискальной памятью без фискального режима.

Ø Использование ККТ с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.

Ø Использование ККТ, у которой отсутствует пломба, которая устанавливается центрами технического обслуживания или использование ККТ с повреждением пломб, которые свидетельствуют о возможности доступа к фискальной памяти.

Ø Пробитие чека с указанием суммы менее уплаченной покупателем.

В соответствии со ст.23.5 КоАП и ФЗ «О ККТ» осуществление контроля и привлечение к административной ответственности возложено на налоговые органы.