Основные черты философии Возрождения

Эпоха Возрождения явилась поворотным пунктом в истории Западной Европы. Именно на это время приходится расцвет искусства и науки, выразившийся в появлении великих художников, скульпторов, архитекторов, создании новой физики Галилея и Ньютона, выдающихся географических открытий и т.д. Происходит освобождение духовной сферы от власти папской церкви. Сама церковь претерпевает серьезные изменения, появляются протестантские движения Лютера и Кальвина. Политическая жизнь характеризуется усилением светской власти и появлением сильных монархических государств. Все эти изменения вызывают к жизни новую философию, основными представителями которой можно назвать Николая Кузанского, Пьетро Помпоннаци, Пико делла Мирандолу, Никколо Макиавелли и некоторых других.

Эпоха Возрождения не могла бы начаться без появления в Европе сочинений античных философов, в первую очередь – Платона. Его взгляды, а также воззрения неоплатоников, осуждались схоластами, однако и признанный авторитет Аристотель не был доступен для чтения, за редкими исключениями вроде его логических произведений. Однако контакты с мусульманским миром, вынужденные в силу крестовых походов, дали совершенно парадоксальный результат, которого никак не ожидали инициаторы этих походов папы. Восток гораздо бережнее относился в то время к античной мудрости, нежели Европа. Книги греческих мудрецов читали и почитали, о них спорили и развивали содержащиеся в них философские системы. Легендарный калиф Гарун аль Рашид приказал перевести античных философов на арабский язык, что и было сделано в девятом веке. Позднее великий арабский философ Ибн Рушд (Аверроэс) посвятил свою жизнь переводу греческих авторов на латинский язык с целью сделать их доступными для большинства европейских читателей (отметим, что грамотность в Средние Века в Европе была не в чести, грамотными, преимущественно, были монахи, да и те, в основном, владели лишь латынью).

Еще одним источником античной мудрости стала Византия. В 1438 г. состоялся Феррарский собор, на котором должно было, по замыслу его организаторов, произойти объединение западной и восточной церквей. Такое воссоединение, правда, только формально, произошло, однако гораздо более значимым для западной культуры явилось другое достижение этого собора. На нем разгорелся диспут между византийскими и европейскими философами о философии Платона и Аристотеля, безоговорочную победу на котором одержали византийцы.

Возрождение началось в Италии и знаменовало собой в первую очередь возвращение античных ценностей. Интерес к человеку, выражавшийся в античности поисками гармонии и отвергнутый средневековьем в пользу интереса к Богу, вновь занимает свое место в философских поисках. Именно поэтому основной чертой философии Возрождения можно назвать гуманизм. Однако присутствовала и еще одна важнейшая характеристика, берущая начало в появлении принципиально нового взгляда на мир. После открытий Коперника, теоретически доказавшего шарообразность земли (в отличие от пифагорейцев, у которых это представление было сугубо умозрительным) и создавшего гелиоцентрическую систему, философская мысль производит вполне естественную экстраполяцию и делает предположение о возможности существования множества таких Солнц, вокруг которых обращаются планеты на которых, возможно, существует жизнь. Проблема множественности обитаемых миров и бесконечности вселенной поднимается такими мыслителями как Джордано Бруно и Николай Кузанский.

Изменение политической структуры общества привело к новому взгляду на проблему власти и появление новой политической философии. Ярчайшим ее представителем является Никколо Макиавелли.

В своей работе «Князь» (в некоторых переводах – «Государь») он дает совершенно новую трактовку правил поведения правителя, эго моральных и политических качеств. Макиавелли отбрасывает любые «условности», под которыми он понимает такие качества как честность, порядочность, верность данному слову и т.д. По его мнению, правитель должен руководствоваться только одним – стремлением к счастью и благосостоянию собственного нерода. Если во имя этой цели необходимо предать союзника, совершить любые осуждаемые традиционной моралью поступки, государь обязан это сделать. При вступлении во власть Макиавелли советует быть как можно более суровым и жестоким, для того, чтобы впоследствии можно было ослабить узы и прослыть человеколюбивым правителем. Если для счастья большей части населения нужно изгнать или уничтожить меньшую его часть, он обязан это сделать. Взгляды Макиавелли не раз были осуждены, однако и в современной политике зачастую применяются высказанные им принципы.

В политической философии того времени проявилось и еще одно движение – утопизм. Названо оно так по названию работы одного из известнейших философов Томаса Мора. Само название «Утопия» переводится как «место, которого нет». В этой книге Мор проповедует идею коммунистического общества, однако подобный коммунизм выглядит весьма странно и неоднозначно. Отсутствие частной собственности на средства производства ведет к отсутствию денег, однако требование равенства и уничтожения богатых и бедных дополняется у Мора требованием строжайшего уничтожения любого различия между людьми. Например, единственные различия в одежде заключаются в разнице между одеждой мужчин и женщин, а также между одеждой женатых людей и холостяков. Во всем остальном утопийцы должны одеваться совершенно одинаково.

Презрение к золоту и драгоценностям выражается в том, что из благородного металла делают ночные горшки (как видим, мечта о золотых унитазах принадлежит отнюдь не Ленину), а жемчуг и бриллианты дают в качестве игрушек маленьким детям. Все жители должны работать, однако их труд является куда более производительным, нежели в любой другой стране, поскольку не тратится время на создание ненужных предметов роскоши. Однако в Утопии существует рабство и каждая семья имеет двух рабов.

Описание Утопии, вероятно, является оборотной стороной знакомства европейцев с учением Платона и представляет собой развитие и логическое завершение его «идеального государства». Политический строй Утопии – типичное авторитарное общество, и теперь становится более понятным, почему Платона порой называют «отцом тоталитаризма».

В качестве дополнительной иллюстрации утопизма можно привести пример Томазо Кампанеллы, который создал еще один вариант утопии – «Город Солнца».

В общем и целом эпоха Возрождения подготовила почву для появления новоевропейской философии, которая принципиально отличалась от предшествующих этапов. Благодаря развитию науки и, в первую очередь, появлению теоретической механики Ньютона, понятие божественного (т.е. непостижимого) закона заменяется законом научным, следовательно, на первый план выходит человеческий разум, способный этот закон постичь и привести свою жизнь в соответствие с ним. Вновь появляется надежда на обретение античного идеала – гармонии, – но теперь уже гармонии научной. Не случайно в это время была популярна хвалебная эпиграмма:

Был этот мир глубокой тьмой окутан.

Да будет свет! – И вот явился Ньютон.

(Правда, в ХХ веке она получила неожиданное продолжение:

Но сатана недолго ждал реванша –

Пришел Эйнштейн, и стало все как раньше!)

Осознание простого факта, что Солнце, кометы, звезды – вся Вселенная в целом – подчинены строгому закону приводит к появлению философии Нового Времени.