Анализ внешней среды организации

К внешней среде организации относят:

- экономические условия, стабильность или нестабильность эко­номической ситуации оказывает важное влияние на деятельность орга­низации. И действительно, если экономика стабильна, то руководство организации может принимать долгосрочные решения, касающиеся развития организации. Если же экономика нестабильна, руководству приходится в большей степени ориентироваться на задачи текущего момента, поскольку таким образом легче добиться выживания органи­зации;

- законодательство и государственные институты, организа­ция должна действовать в соответствии с теми «правилами игры», кото­рые устанавливает государство на самых разных уровнях — от обще­государственного до местного;

- потребителей; организация заинтересована в производстве товаров, которые будут покупаться, а потому она зависит от состояния рынка и желаний покупателей: никто не станет приобретать товар или услугу, в которых не испытывает необходимости, а с коммерческой точ­ки зрения товар, которого на рынке достаточно, не может привлечь особого внимания покупателей;

- профсоюзы, профсоюзы защищают интересы работников орга­низации, поскольку люди — один из самых важных ресурсов, организа­ции приходится считаться с требованиями профсоюзов, создавая для них необходимые условия, проводя социальную политику и т.д.;

- конкурирующие организации -, в ситуации, когда все ниши рынка заполнены, успех производителя любого продукта зависит от того, ка­кими качествами, выгодно отличающими его от аналогичных товаров,

- этот продукт обладает, насколько удобно покупателю приобретать дан­ный продукт у этого производителя и т. д.; если организация не учиты­вает наличия других аналогичных услуг, она в конечном счете проигры­вает;

- уровень развития техники и технологий; для производства любого продукта необходимо техническое обеспечение, а потому орга­низация не может производить продукт, который по своим качествам превосходит имеющиеся технологические возможности;

- систему ценностей, разделяемых в данном обществе; далеко не любой товар воспринимается положительно в каждой культуре.

Во внешней среде принято выделять факторы прямого и косвен­ного воздействия. К первой группе — факторам прямого воздей­ствия — относят потребителей, конкурентов, акционеров, поставщиков, законодательство, государство и профсоюзы. Эти факторы оказывают на деятельность организации наиболее сильное влияние.

К фактором косвенного воздействия относят состояние эконо­мики, технологические нововведения, изменения в политической систе­ме общества, трансформацию общества и его культуры, групповые ин­тересы. В отличие от факторов прямого действия, факторы косвенного воздействия не влияют на деятельность организации непосредственно, хотя их наличие сказывается на ней.

Как отмечают многие исследователи, в том числе и зарубежные, в современных условиях внешняя среда организации меняется очень быстро и наблюдается постоянное ускорение этих изменений. Это обусловлено тем, что в мире постоянно появляются новые технологии, стремительно меняется состояние рынка, появляются новые виды това­ров, которые вытесняют с рынка товары, ранее пользовавшиеся высо­ким спросом (например, появление компьютеров заметно снизило спрос на печатные машинки). В результате этого среда, в которой существует организация, оказывается достаточно неопределенной. Под неопреде­ленностью в этом случае понимают постоянное возникновение новых факторов, нередко непредсказуемое. При этом важно, что любые пред­ставления о том, каким образом устроена внешняя среда организации, и какие факторы в ней действуют, очень быстро могут оказаться необъек­тивными.

Единственный способ справиться с трудностями, связанными с быс­трыми переменами в среде, — это постоянный сбор информации и ее обработка. В современных организациях эти задачи могут возлагаться как на отдельных работников, выполняющих и другие функции, так и на специалистов-аналитиков, способных дать развернутую и основанную экспертную оценку происходящих изменений. Аналитики могут быть сотрудниками организации или привлекаться со стороны. К со­жалению, в России необходимость в услугах таких экспертов еще в недостаточной степени осознана. Однако нередко только специалис­ты в состоянии помочь разобраться в изменениях, характеризующих среду организации, поскольку в их распоряжении имеются знания, го­раздо более разработанные, чем у обычных руководителей. Благодаря этому они могут увидеть то, что не видят другие.

Анализ внешней среды заключается в выделении наиболее зна­чимых экономических, политических, социальных, технологических и прочих факторов, которые могут оказать влияние на деятельность орга­низации. Основная задача, стоящая перед руководителем, проводящим анализ внешней среды, заключается в определении потенциальных уг­роз и новых возможностей, с которыми может столкнуться организа­ция. Анализ внешней среды дает возможность разработать ситуацион­ные планы, которые вступят в действие в том случае, если один из факторов внешней среды в какой-то момент изменится.

Группы факторов, существенных с точки зрения условий, в которых действует организация, представлены в таблице.

Факторы внешней среды, существенные с точки зрения деятельности организации

Группа факторов Конкретные факторы
1. Экономические факторы а) налоговая ставка и ее изменения, б) темпы инфляции (дефляции), в) уровень занятости населения как в целом, так и в от­расли, г) международный платежный баланс, д) платежеспособность предприятий
2. Рыночные факторы а) уровень доходов населения, распределение доходов, б) уровень конкуренции в отрасли, в) относительная доля рынка, занимаемая организацией, г) защищенность рынка правительством, д) емкость рынка, е) жизненные циклы различных товаров
3. Факторы конку­ренции а) сильные и слабые стороны конкурентов, б) текущие стратегии конкурентов, в) возможные будущие цели конкурентов, г) актуальные возможности конкурентов в связи с их воз­можным поведением в будущем
4. Политические факторы а) возможные изменения в законодательстве, б) государственное влияние на отрасль, в том числе и доля участия государства в отрасли, в) государственное регулирование конкуренции в отрасли, антимонопольная политика. г) возможные изменения в политическом курсе государст­ва в результате выборов, д) особенности таможенной политики.
5. Социальные факторы а) общественные ценности и их возможные изме­нения, б) доходы, их распределение и возможные изме­нения в этой области, в) изменения демографической структуры насе­ления, г) изменение отношения к работе, отдыху и обра­зованию
6. Технологические факторы а) изменения в технологии производства, б) появление новых материалов и продуктов, в) изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, а также средств связи, г) государственная технологическая политика

В процессе анализа внешней среды необходимо иметь в виду, что каждый фактор должен учитываться только в том случае, если он может оказать существенное влияние на деятельность организации. В частности, не все изменения в законодательстве или технологические изменения могут привести к последствиям, существенным с точки зре­ния стратегического планирования.