Музыкальное продюсирование
Музыкальный продюсер — лицо, ответственное за разработку стиля музыкального проекта, создание публичного имиджа проекта, а также за организацию, финансирование, и контроль за выполнением соответствующих работ.
Музыкальный продюсер может работать как с проектом в целом, так и над отдельно взятыми его альбомами, песнями, клипами, и/или концертными выступлениями.
Изначально в ведении музыкального продюсера находится контроль над процессом записи музыки, определение стиля репертуара, отбор стихов, музыки, и аранжировок. Но помимо этого он может вести отбор сценариев — для клипов или концертного выступления. Также музыкальный продюсер может определять и общую линию поведения проекта, вести разработку имиджа и развития созданного публичного образа.
Музыкальный продюсер обязан контролировать процесс написания и записи песен, реже — съёмок клипов, ещё реже — организацию концертных выступлений проекта.
Музыкальный продюсер подбирает технический персонал для проекта — ассистентов, монтажёров, сценаристов, операторов, режиссёров, звукооператоров, звукоинженеров, саунд-продюсеров.
Как правило, у крупных студий звукозаписи имеются свои музыкальные продюсеры, но нередко музыканты сами приглашают интересных им посторонних продюсеров, а в некоторых случаях — осуществляют музыкальное продюсирование своего проекта самостоятельно.
Работу, выполняемую музыкальным продюсером, можно сравнить с работой, выполняемой художественным руководителем. Однако, в отличие от художественного руководителя, в обязанности музыкального продюсера, входит не только руководство творческой частью работы проекта, но и организация и контроль материально-технического обеспечения этих работ (см. выше).
Одной из важнейших функций продюсера как организатора проекта является способность создать экономически оправданный проект. Это достигается с помощью бизнес-планирования, установления жестких сроков выполнения проекта, успешной работы с партнерами-спонсорами.
Бизнес-план призван заранее наметить желаемую и практически осуществимую систему, схему продюсерских действий, обеспечивающих достижение поставленной цели в виде получения прибыли от проекта.
Бизнес-план – это обоснование программы продвижения бизнес-проекта, система рационально и планомерно организованных мероприятий, рассчитанных на получение в итоге прогнозируемого результата. При этом не стоит забывать, что продюсерский проект является коммерческим и эффективность его реализации выражается в материальных (деньги) и нематериальных (популярность, престиж) показателях.
В музыкальной индустрии бизнес-план обычно связывается с конкретным проектом и составляется на два-три года. В нем раскрывается период создания, запуска и функционирования продюсерского проекта.
Любая предпринимательская деятельность представляет собой совокупность действий, проводимых последовательно либо параллельно в течение всего периода от начала до завершения конкретного дела, от вложения конкретных средств до получения прибыли как конечного результата бизнес-деятельности. Такой завершенный цикл предпринимательства в продюсировании принято называть бизнес-проектом.
План осуществления продюсерского проекта получил название бизнес-плана в связи с тем, что представляет собой соединение творческой концепции, технико-экономического обоснования и программы проведения работ. В бизнес-плане музыкального проекта учитываются идея и концепция, рассматриваются оригинальность и конкурентоспособность на рынке шоу-бизнеса. В разделе финансовые расчеты приводятся цены на те или иные услуги по проведению кастинга, записи песни, тиражированию музыкальных носителей и т.д.
Несмотря на всю практическую пользу бизнес-плана, продюсер должен четко осознавать, что главное – не наличие документа. Более важно, чтобы проект был хорошо продуман, организован, а возможные риски предусмотрены и рассчитаны.
Содержание и структура бизнес-плана обычно не регламентированы строго. Нет необходимости соблюдать единообразную форму документа, стараться рассчитать какой-либо набор, систему показателей. В то же время такой план принято составлять, придерживаясь определенной структуры, перечня разделов и их содержания.
Основные статьи бизнес-плана музыкального проекта:
ü сведения о продюсерской компании, анализ ее деятельности в сфере шоу-бизнеса;
ü концепция проекта;
ü календарный план;
ü маркетинг-план: анализ шоу-рынка, динамики продаж аудионосителей;
ü финансовый план: смета проекта, методы сокращения расходов;
ü менеджмент проекта;
ü ресурсное обеспечение бизнес-проекта;
ü оценка рисков;
ü оценка коммерческого потенциала проекта: рейтинг популярности, эффективность, зрелищность и др. показатели;
ü планирование дальнейшего продвижения проекта.
При установлении идеи, формы, содержания, коммерческих целей проекта, а также реализации творческих фантазий необходимо помнить, что главная цель продюсера, в отличие от артиста, не реализация творческого потенциала, а возврат вложенных средств и получение прибыли.
Календарный план: лучшей стратегией его разработки считается мах. возможная детализация всех работ в рамках проекта.
Во-первых, определяются основные сроки выполнения работ, которые складываются в соответствии с концепцией проекта.
Во-вторых, объем работ на каждой стадии продвижения музыкального проекта переводится в ориентировочные сроки и определяется время выполнения каждой подзадачи. На основе этих оценок и календаря составляется общий график работы.
В-третьих, контроль за соблюдение сроков: все участники проекта отчитываются.
Маркетинг-план, где производится анализ рынков сбыта, оценка его конъюнктуры, прогноз спроса и динамики продаж на всем временном интервале исполнения проекта.
Возможности и эффективность применения маркетинга в шоу-индустрии в значительной степени зависят от особенностей ситуации на музыкальном рынке, концепции продвигаемого проекта, уровня конкурентной борьбы.
Маркетинг, применительно к продюсерскому проекту, - это модель управления, где все процессы направлены на удовлетворение эстетических либо иных потребностей слушателя, зрителя, покупателя аудионосителей и т.д., исходя из сегментного подхода к рынку и выбора целевой группы по полу, возрасту, профессиональной деятельности и другим критериям.
При составлении маркетинг-плана продюсер должен установить цель, которую он хочет достичь. Например, целью маркетинг-плана является создание суперпроекта, не имеющего аналогов на рынке музыкальной индустрии, и получение прибыли, в несколько раз превышающей вложения. В комплекс мероприятий по маркетингу при этом могут входить следующие исследования:
изучение целевой аудитории;
анализ возможностей продюсерской компании;
оценка в профессиональных кругах проекта и перспектив его развития;
изучение конкурентов;
выбор наиболее благоприятного сегмента рынка;
оценка используемых компанией методов ценообразования.
Правило 4Р:
· Проект (product). Сюда относят выбор целевой аудитории, позиционирование (стремление выделиться), базовые свойства (стилистика муз. материала, формат и имидж группы), дополнительные свойства рекламного хар-ра (интриги, увлекат. истории), хар-ки проекта, связанные с шоу-процессом (режиссура, манера исполнения, поведение на сцене).
· Ценообразование (price) – себестоимость муз. проекта (размер вложенных средств) + цены, устанавливаемые проектами-конкурентами (на концертную деят-ть и иные услуги) + цены, определяемые популярностью и уникальностью проекта.
При разработке маркетинг плана в первую очередь учитывается потребительская стоимость проекта, которая определяется степенью его востребованности, популярности и зрелищности.
· Place: клубы или концертные залы, на Беларусь или мировой уровень?
· Promotion.
Финансовый план и смета затрат (величина расходов на муз. проект):
Ø запись альбома;
Ø съемки клипа;
Ø ротация на радио и ТВ;
Ø ПР поддержка (пресса, радио, интернет);
Ø создание имиджа (костюмы, услуги стилиста, визажиста)
Ø фотосессии;
вознаграждение творческому составу