Роль предпринимательской инициативы С.П. Дягилева в развитии мирового искусства

Переход к новому качеству экономического роста, в основе которого высокие технологии, является одним из важнейших приоритетов развития России на ближайшую перспективу


[1] В XX в. под политической экономией на Западе начинают понимать не экономическую теорию в целом, а анализ экономической политики как самостоятельную отрасль экономической науки.

[2] См. Кемпбелл Р. Макконелл и Стенли Л. Брю, Экономикс, М.: Республика, 1992г., т.1, с.18.

19 мая 1909 года, в Париже состоялась премьера «Русских балетов» Сергея Дягилева. Представленные на сцене театра Шатле, балеты Михаила Фокина произвели сенсацию, совершив одну из самых значительных революций в искусстве танца и театра.

В 20-летней истории «Русских сезонов» приняли участие самые талантливые артисты, художники и музыканты: Игорь Стравинский, Эрик Сати, Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Анри Матисс, Жан Кокто, Пабло Пикассо, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Коко Шанель. Всех их объединяла не только любовь к искусству и работа с непревзойденным импресарио Сергеем Дягилевым.

Дягилев умел выбирать и сплачивать вокруг себя потрясающих людей, которые стали гордостью всего мира, был очень находчив, предприимчив и умен. Для достижения поставленных целей он занимал позицию диктатора. Но в театральном искусстве, которое связано с умением управлять большими массами людей, это иногда просто обязательно. Современным продюсерам есть чему у него поучиться. Он держал свое предприятие на плаву, несмотря ни на какие трудности.

Стратегические методы, с помощью которых Дягилев преодолевал эти препятствия, выглядят удивительно современными по своему масштабу. Он был мастер интриги, прекрасно разбирающимся в психологии звезд и представителей власти, непревзойденным знатоком всех хитросплетений жизни, а также умел манипулировать прессой.

Благодаря его усилиям русские балеты стали неотъемлемой частью культурной жизни Европы 1909 – 1929 гг., оказали значительное влияние на все сферы искусства. Ведь особенно первые сезоны, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» - сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское. Например, английские танцовщики Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс взяли русские псевдонимы, под которыми и выступали в труппе Дягилева. Популярность его сезонов привела и к увлечению европейцев традиционным русским костюмом и породила новую моду. Произведения русских композиторов, талант и мастерство русских исполнителей, декорации и костюмы созданные русскими художниками, - все это вызвало восхищение зарубежной публики, музыкальной и художественной общественности.

Дягилев был вдохновителем целого ряда новых направлений в искусстве, в том числе музыкального неоклассицизма и балета с пением. По замечанию русского художника Бенуа, вместе с «Русским балетом» триумф справляла «вся русская культура, вся особенность русского искусства, его убежденность, свежесть и непосредственность».

С 1909 по 1929 год Дягилев представил на суд зрителей 70 спектаклей от русской классической оперы до авангардных постановок современных авторов. Не менее 50 спектаклей были музыкальными новинками. Служение Дягилева искусству было бескорыстным. Огромные средства, добытые у меценатов, он тратил на дорогостоящие театральные постановки. За его «Русским балетом» всюду следовали 8 вагонов декораций и 3 тысячи костюмов.

Однако артистический триумф «Сезонов» был и финансовым бедствием. Кассовые сборы, учитывая даже весомую помощь русских и иностранных меценатов, не могли покрывать разницу между доходами и расходами (Дягилеву помогали Савва Морозов, Барон Дмитрий Ганзбург и Николай Безобразов, А во Франции графиня Шевини, графиня Беарн, а также Маркиз де Танай). В последние годы своей жизни Дягилев жил в кредит, не имея возможности оплатить гостиницу в Венеции, и 19 августа 1929 года «умер один, в гостиничном номере, бедный, каким был всегда». Похороны великого импресарио оплатила Коко Шанель – хороший друг Дягилева, при жизни маэстро дававшая деньги на многие его постановки.

Русские сезоны были гениальным созданием великого русского импресарио, Дягилев не просто показал миру Русский балет, он возродил его, поднял на новый уровень. Он не боялся экспериментировать, не боялся быть непонятым. Дягилев-новатор внес неоценимый вклад в мировой балет.