Основные направления работы социального педагога по предупреждению конфликтов в поликультурной среде.

Большинство конфликтов по своей природе субъективны и имеют в

основе одну из следующих психологических причин:

- недостаточно хорошее знание человека;

- неправильное понимание его намерений;

- неверное представление о том, что он на самом деле думает;

- ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков;

- неточная оценка отношения данного человека к другому.

Возникновение любой из этих причин, любого их сочетания приводит на практике к унижению достоинства человека, порождает с его стороны справедливую реакцию в форме обиды, которая, в свою очередь, вызывает такую же реакцию невольного обидчика, причем ни тот, ни другой человек не в состоянии понять и осознать причины взаимно неприязненного поведения. Такова типичная динамика развития конфликтной ситуации с ее психологической стороны, обычно заводящая нормальные человеческие отношения в тупик, из которого люди не в состоянии самостоятельно выйти, так как каждый из участников полагает, что сам он не является причиной возникшей конфликтной ситуации. Складывается своеобразный порочный круг, выбраться из которого можно только единственным способом: осознать, что весь конфликт с самого начала основан на недоразумении, что люди, вовлеченные в него, сознательно не ставили перед собой цель обидеть друг друга.

Конфликты такого рода можно предупреждать и снимать следующим образом:

1) прежде чем реагировать на действия другого лица, необходимо выяснить, почему данный человек поступает так, а не иначе;

2) необходимо побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое, непредвзятое обсуждение и совместный анализ сложившейся ситуации.

Иногда и такие меры не помогают. Тогда остается одно средство: создать конфликтующим людям такие условия для работы, чтобы длительное время они не контактировали друг с другом. К такой мере приходится прибегать тогда, когда конфликт порожден какими-либо трудно устранимыми объективными причинами, не зависящими от людей. Например, два или несколько членов педагогического коллектива одновременно могут претендовать на получение единственной награды, и нет способа сделать так, чтобы удовлетворить обе стороны полностью. Обсуждение и принятие решений по вопросам подобного рода рекомендуется делать гласным.

Конфликты личностного плана предупреждать и устранять труднее,

чем деловые, так как они основываются на глубоких внутренних противоречиях, которые связаны с чертами характера, со взглядами на жизнь, с убеждениями и социальными установками. Если значительная часть деловых конфликтов все же может быть решена путем сотрудничества или компромисса, то большая часть личностных конфликтов решается избеганием и уступкой.

Причиной возникновения конфликтов является объект столкновения.

Можно условно обозначить субъект конфликта буквами "S1" и "S2", а предмет их интереса - объект столкновения - "О", тогда формулой содержания конфликта станет "S1 О S2", а дополнением к ней предметное обозначение объекта столкновения.

Если конфликт между субъектами не имеет предмета столкновения, то он, разумеется является пустым. В подобном "пустом конфликте" нет содержательного компонента. Основа его - неблагоприятное психологическое состояние субъекта. Принцип действия таких конфликтов - " Я против, потому что мне сейчас плохо!"

Про "пустые" конфликты говорят, что они яйца выеденного не стоят, и это очень точно сказано, потому что основанием такого рода столкновения является временное особое состояние субъекта, а причина, то есть, объект интереса, отсутствует, столкновение "играется" вокруг пустоты. И как только налаживается психологическое состояние одного из субъектов, налаживаются отношения. Здесь не надо разрешать конфликт, ибо его нет.

Объектом бытовых конфликтов является бытовое устройство. Примером подобных конфликтов может служить отказ ребенка выполнять свои обязанности в классе.

Семейная жизнь наполнена бытовыми конфликтами, так как организация быта входит в функции семейной жизни, и быт играет большую роль в семейной жизни и налаживании внутрисемейных отношений.

В административных конфликтах объектом столкновения становятся полномочия субъектов. Например, недовольство учителя тем, как выполнено задание учеником, и предъявление ему претензий по этому поводу могут стать началом конфликта; распоряжение директора по увеличению обязанностей учителя, если учитель отказывается принять данное распоряжение, становится административным конфликтом. Противоречия возникают в воззрении двух субъектов на полномочия, права на которые утверждает один субъект и отрицает другой.

В качестве объекта профессионального конфликта выступает профессиональная деятельность. Такие конфликты возникают между представителями одной профессиональной сферы. Например, спор учителей о необходимости использования наглядного материала на уроках в старших классах, о применении той или иной системы оценок, о строгости и доброте по отношению к ученику.

Как правило, профессиональные конфликты бывают сопряжены с претензиями одного из профессионалов на более высокое положение, поэтому по сути своей они, скорее, амбиционные, но остаются профессиональными тогда, когда результаты профессионального труда становятся значимыми для хотя бы одного из субъектов.

В центре идеологического конфликта всегда стоит различное отношение субъектов к одному и тому же явлению ценностного плана.. Иллюстрацией данной группы конфликтов являются, например, разногласия субъектов по поводу необходимости уступать место женщине в общественном транспорте, о роли добра и зла в жизни, об идеалах дружбы, о месте денег в жизни человека. В школьной жизни идеологический конфликт - наиболее сложный из всех видов перечисляемых сейчас мною конфликтов, потому что за каждым субъектом всегда стоит определенная социальная группа. Но идеологический конфликт - наиболее действенный именно потому, что его возникновение создает широкое поле конфликта и, вовлекая чуть ли не каждого в ситуацию выбора, содействует активному осмыслению жизненной позиции всех участников развернувшегося конфликта.

Противоречие между характеристиками психологических процессов и свойств психики двух субъектов порождают психологический конфликт: один субъект при взаимодействии с другим субъектом чувствует себя дискомфортно в силу каких-либо особенностей психики этого партнера взаимодействия, будь это особенности темперамента, мышления, воображения, воли, ощущения. Так, если один из субъектов отличается повышенным уровнем тревожности и постоянно беспокоится по поводу предстоящего события и этим досаждает другому, который уверен в себе и пытается успокоить первого субъекта, а тот начинает нервничать еще больше, то вероятность конфликта велика.

Предметом столкновения в психологическом конфликте является психологическое свойство, неудобное для одного из субъектов. Конфликты, в которых объектом является репутация субъектов, называются амбиционными. Более опытные педагоги часто полагают, что молодые "не имеют права" спорить с их точкой зрения, так как они не видели и десятой доли того, что имеет в своем багаже более опытный коллега. Это вызывает конфликт. Объектом этического конфликта являются нормы поведения. Нас может возмущать, что сидящий рядом человек чавкает за столом, но, возможно, ему просто с детства не привили эту норму поведения. Объясним это ему, и конфликт, вероятно, исчезнет.

Последняя разновидность конфликта - конфликт смещенного основания: здесь параллельно присутствуют два предмета интереса двух субъектов, и у каждого - свой, и субъекты в столкновении предъявляют друг другу различные по характеру требования. Например, администратор говорит подчиненному, что премии он лишен из-за того, что на педсовете выразил свое несогласие с формой проведения зачетов в старших классах, что с точки зрения дидактики и возрастной психологии подобная форма нецелесообразна. В данной ситуации для администратора конфликт является административным, а для подчиненного - профессиональным. Он не будет разрешен до тех пор, пока оба субъекта не перейдут в какую-либо одну плоскость (либо на уровень административного конфликта, либо на уровень профессионального конфликта). Только тогда может быть найден выход из сложившейся ситуации. Осмысливая содержание конфликта, мы уже приступаем к его разрешению.

Межличностный конфликт - столкновение интересов двух автономных личностей, заявивших о праве на предмет столкновения. Это самый распространенный вид, когда два человека ведут конфликт и ответственны за его исход: учитель-ученик; ученик-ученик; учитель-учитель; учитель-администратор; учитель-родители. Формы знакомы при всей их многоликости: ученик не выполняет требования учителя; учитель отказывается принимать распоряжения директора; родители заявляют протест против методической системы работы педагога; ученики не хотят сидеть рядом со вчерашним другом, убедившись сегодня в несовпадении принципов.

Межгрупповой конфликт - столкновение интересов двух групп как

совокупных субъектов. Это могут быть два класса, вступившие в отстаивание своих групповых интересов. Это могут стать и две школы. Может быть конфликт между микрогруппами в одном классе. Иногда встречаются случаи конфликта разновозрастных групп в одной школе: чаще всего, это группы по месту жительства. Носителями и выразителями интереса группы становятся отдельные лица как представители группы, они выражают волю группы как таковой.

Внутриличностный конфликт - это конфликт, в котором противоречие возникает между двумя внутренними мотивами одного человека. Например, учитель хочет дать на уроке еще один важный пункт изучаемого материала, но времени на него уже не хватает. Следовательно, учитель может либо лишить учеников перемены, либо перенести этот материал на следующий урок и нарушить логику изложения. Проявление внутриличностного конфликта таково: "хочу, но не могу в силу ряда причин" или "и так плохо, и иначе плохо".

Межличностный, внутриличностный, межгрупповой конфликты могут по содержанию быть административными, профессиональными, бытовыми, психологическими, этическими, амбиционными. Разнообразие одной характеристики, помноженное на многообразие другой характеристики конфликта, дает представление о широкой палитре конфликта.

Способность выделять характеристики конфликта дает педагогу практику возможность четко классифицировать конфликт, выбрать наиболее адекватный способ его разрешения, а, следовательно, выработать нужную стратегию и тактику поведения.

Характеристика конфликта по нескольким параметрам придает конфликту многоликость. Но от этого данное явление не перестает оставаться единым и целостным. Разные лики конфликта складываются от стечения разных характеристик в каждом конкретном случае. Суть конфликта все равно остается. А значит появляется основание для научения и овладения искусством различать и разрешать конфликт.

Педагогический конфликт принципиально отличен от всех вышеназванных, разворачивающихся в педагогических сферах жизни, - оба субъекта имеют один и тот же интерес, и за него идет борьба в ходе столкновения педагога с детьми. Похоже на парадокс, но парадоксами полна педагогическая действительность.

Стоит призадуматься, каков смысл в предложенных характеристиках конфликта. В высшей мере примечательно, что практика игнорирует теоретический анализ, полагается больше на интуицию, на традиционные способы реагирования при возникновении конфликтов. Разумеется, финал подобного непрофессионального выбора деструктивен: конфликты разрушают отношения и ухудшают течение воспитательного процесса. Логика здравого разума продуктивна, так как она предлагает исходить лишь из поверхностного явления, не углубляясь в суть. И только научно-теоретический анализ позволяет произвести сущностную оценку происходящего.