Формы физкультурных занятий
Название
Структура физкультурного занятия
Вводная
Основная
Заключительная
1. Учебно-тренирующее
Разные виды ходьбы; упражнения строевые, на ориентировку в пространстве, разминочный бег
Общеразвивающие упражнения основные движения, подвижные игры
Успокоительная ходьба (малоподвижная игра), дыхательные упражнения
2. Сюжетные
Любые физические упражнения, знакомые детям, органично сочетаемые с сюжетом занятия
3. Игровые
Игра средней подвижности (разминка)
2-3 игры с разными видами движений (последняя большой подвижности)
Малоподвижная игра
4. Тематические
С одним видом физических упражнений: велосипед, лыжи, плавание и др.
5. Комплексные
С элементами развития речи, математики, конструирования и т.д. по типу занятий № 1-3, но с включением дополнительной задачи из других разделов программы, которая решается через движения
6. Контрольно-учетные
Проводятся в конце квартала, года для получения информации об овладении детьми основными движениями, физическими качествами
Недельное количество занятий (от 2 до 5) определяется воспитателем или администрацией дошкольного учреждения в зависимости от общей системы физкультурно-оздоровительной работы и от двигательных умений детей.
В первой младшей группе занятия проводятся по подгруппам (10-12 человек), а начиная со второй младшей группы - со всеми детьми одновременно. Однако при необходимости воспитатель может проводить занятия и по подгруппам, устанавливая для каждой из них одинаковое или разное недельное количество. Длительность занятий диктуется возрастом детей, их здоровьем, физической подготовленностью и равняется примерно 15-20 минутам в младших группах, 20-25 - в средних, 25-35 - в старших.
Основы методики физкультурных занятий исходят из их специфики, заключающейся в том, что каждое занятие представляет собой:
- определенную "оздоровительную дозу" в виде движения, физической нагрузки, влияющую на здоровье детей, их правильное физическое развитие и подготовленность, обязательно с учетом индивидуальных особенностей;
- двигательную деятельность, где движение всегда должно восприниматься организмом как "мышечная радость" и использоваться воспитателем как средство разностороннего развития; общение со сверстниками и воспитателем как социальный комфорт; обучение двигательным умениям как возможность самовыражения. Выполнение этих требований обеспечивает в определенной степени демократический стиль отношений воспитателя с детьми.