ПОДРОСТОК.

Средний школьный возраст (подростковый) — это период развития детей от 11 до 14-15 лет (охватывает учащихся IV—VIII классов). Он характеризуется бурным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма: происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост моральных и интеллектуальных сил.

Границы этого возраста могут сдвигаться в зависимости от конкретных обстоятельств жизни и деятельности ребенка. Период полового созревания подростка завершается к 15—16 годам, но физическая и нравственная зрелость наступает примерно к 18—19 годам.

Подростковый возраст характеризуется бурным развитием организма — значительным увеличением тела в длину. У детей 11—13 лет прирост в длину составляет в среднем 5 см, в 14— 16 — 3—4 см в год. Прибавление в весе у мальчиков и девочек в возрасте 11 —13 лет составляет 2—3 кг в год, в возрасте 13—16 лет — 4—5 кг. В костях позвоночника, грудной клетке, таза и конечностей окостенение еще не заканчивается: позвоночник при неблагоприятных условиях может подвергаться искривлению, если не следить за правильной посадкой и осанкой. Отмечается также несоответствие между быстрым ростом сердца и ростом массы тела: объем сердца увеличивается в два раза, а масса тела — в полтора. Отношение просвета кровеносных сосудов к объему сердца уменьшается, кровяное давление повышается. Изменение в сосудистой системе вызывает частичный недостаток притока крови к головному мозгу, что нередко ведет к быстрой утомляемости, головокружениям, снижению работоспособности.

Продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему почти не отличается от мозга взрослого человека. Идет интенсивное формирование лобных, височных, теменной областей головного мозга. Значительно увеличивается число ассоциативных волокон, соединяющих отдельные части мозга в единую систему. Кора больших полушарий головного мозга, постепенно изменяясь, приобретает структуру, присущую коре взрослого человека. Возрастает контроль коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными проявлениями. Некоторые педагоги и психологи пытаются вывести все особенности подростка из фактора полового созревания. С их точки зрения, в этом возрасте начинают господствовать половые инстинкты и связанные с ними влечения и стремления. Половое созревание, как и другие стороны физического развития, нельзя игнорировать, но в основном не оно определяет психическое развитие подростка. Основную роль в формировании его личности играет среда, отношения с родителями, воспитателями, товарищами. Несостоятельными являются и попытки некоторых ученых трактовать подростковый возраст как катастрофический, как период тяжелого кризиса. По мнению ряда психологов, половое созревание настолько потрясает весь организм и психику подростка, что неизбежно вызывает различного рода взрывы, коллизии, конфликты. Отсюда якобы неизбежными особенностями этого возраста являются индивидуализм, эгоизм, стремление к одиночеству, уход в мир собственных переживаний, а также лень, грубость, раздражительность. В современных условиях наблюдается моральный кризис молодого поколения, одним из проявлений которого является рост детской преступности. Однако детская преступность порождается не «кризисами», вызванными половым созреванием, а социальными условиями жизни подростка.

Другие психологи и педагоги считают, что интеллектуальное развитие главным образом определяется характером обучения и воспитания, является следствием организованного опыта, учитывающего возрастные возможности школьников. В основе возрастных особенностей психического развития лежат различные индивидуальные варианты конкретных условий жизни и деятельности школьника, его обучения и воспитания. Известную роль в формировании индивидуальных различий играют и некоторые врожденные особенности мозга, высшей нервной деятельности.

Подростковый возраст — период активного формирования познавательных, общественно-политических и культурных интересов. С переходом ученика в IV класс в его учебной жизни происходят значительные изменения, которые выражаются не только в замене одного учителя несколькими, но и в увеличении количества предметов, расширяющих сферу направленности интересов. Обогащение знаниями основной сферы деятельности и расширение социального общения углубляют самосознание подростков. Они становятся относительно независимыми от взрослых. Стереотип, сложившийся в течение предшествующих трех лет обучения в начальной школе, меняется. Школьники определяют свое новое положение, переживают трудности. Задача систематического обучения в IV—VIII классах заключается в том, чтобы установить связи между отдельными знаниями как внутри предмета, так и между предметами. Интересы старших подростков (VII—VIII кл.) шире, устойчивее, чем у младших школьников.

По характеру интересов Г. И. Щукина делит подростков на четыре группы. К первой относятся учащиеся с аморфными интересами, с неясной избирательной направленностью. На уроках они отвечают по вызову учителя, домашнее задание готовят в пределах указанного, не привлекая дополнительных источников знаний. Ко второй — учащиеся, у которых под влиянием занимательности обучения, коллективного настроя появляются элементы ситуативного, эпизодического интереса, нестойкого и угасающего вместе с исчезновением его породившей ситуации. Для этой группы учащихся характерна слабость волевого начала: познавательным интересом управляет не сам ученик, не его внутренняя активность, а причины внешнего, временного порядка. Учащиеся, относимые к третьей группе, характеризуются широкими многосторонними интересами и познавательной активностью. У представителей четвертой группы интересы занимают стержневое положение в развитии личности, становятся мотивами учебной деятельности, влияют на выбор профессии, способствуют выработке жизненной позиции и важнейших черт характера.

Познавательные интересы проявляются в стремлении получить новые знания, приблизиться к достижению цели, преодолеть трудности. Технические интересы у подростков эффективнее формируются в такой деятельности, которая возникает по собственной инициативе и осуществляется самостоятельно (собрал радиоприемник, летающую модель и т. д.). Они, как правило, сочетаются с учебными по таким предметам, как физика, математика, химия, черчение. Встречается и несоответствие: ученик увлекается, например, моделированием кораблей, а любит больше всего гуманитарные предметы.

Подростков характеризует увлеченность различными видами спорта. Если у школьников V—VI классов спортивные интересы занимают 35—40% от общих интересов, то у учащихся VII—VIII классов они составляют 55—60%. Основным мотивом увлечения спортом пяти-шестиклассников является осознание ими роли физкультуры в развитии силы и ловкости; семи-вось-миклассников спорт привлекает как воспитывающий выносливость, силу воли, красивую осанку.

Читательские интересы характеризуются увлечением героикой, романтикой, стремлением воспитать в себе положительные качества. Подросток избирает своим героем персонаж, наделенный положительными чертами, которыми он сам стремится обладать. Подростки меняют своих героев значительно реже, чем младшие школьники. Потребность в самовоспитании осознается школьниками именно в подростковом возрасте, для которого характерно формирование жизненных идеалов, стремление к самоутверждению и самостоятельности. В связи с этим у старших подростков меняется самооценка, отношение к качествам собственной личности, своим обязанностям, взаимоотношениям между людьми. Однако между притязаниями на взрослость и реальными возможностями школьников есть еще значительные расхождения, что, с одной стороны, побуждает их к работе над собой, а с другой — в силу ограниченности знаний, возможностей и сил в какой-то мере препятствует самовоспитанию. Поэтому самовоспитанием занимается сравнительно небольшая группа учащихся, преимущественно активистов, которые имеют большую практику самооценки в связи с анализом, оценкой поступков и деятельности сверстников. Кроме того, многие школьники не могут еще раскрыть такие понятия, как самопринуждение, самопознание, самоприказ, самоконтроль, а поэтому и затрудняются наметить пути самовоспитания.

Иногда у подростка возрастает критичность, переходящая в критиканство, болезненная мнительность, желание казаться взрослым, стремление к необычности и позерству. Выбираемый им идеал не всегда оправдан: оригинальничанье принимается за что-то выдающееся, а дерзость, упрямство рассматриваются как способ отстоять свое достоинство. Критическое отношение к тем, кто раньше был авторитетом, порождает стремление самому конструировать свой идеал, не всегда подражая при этом конкретной личности, а выявляя в характере разных людей и героев привлекающие подростка качества. Поэтому старший подросток тяготеет к синтетической форме идеала. Но наряду с этим он еще не освобождается от некритического подражания. Поэтому так велика роль среды товарищей, сверстников, у которых он заимствует нравственные оценки, стандарты и стиль поведения.

Исследованиями установлено, что ведущим мотивом деятельности и поведения учащихся в школе является стремление найти свое место, позицию среди товарищей в классном коллективе. При этом подростки считают оценку их учения и труда важным показателем и стимулом получения знаний.

На отношение подростков к ведущим видам деятельности значительное влияние оказывает деятельность учителя, воспитателя, вожатого. Так, младшие подростки ценят умелость учителя, нередко копируют и переносят в свою работу, практику общения и отношений стиль деятельности учителя и его манеру взаимоотношений с учащимися. Старших же подростков привлекает в личности воспитателя эрудиция, такие черты, как честность, принципиальность, гуманность. К оценке его деятельности они подходят критически: на первый план выдвигают организаторские способности руководителя, умение работать с коллективом, его позицию и роль в целом.

У подростков ярко выражен интерес к общественной деятельности. Увлекают их постоянные и разовые поручения. Лидеры интересуются целевой установкой общественного поручения. Однако от 20 до 25% подростков не принимают активного участия в общественной работе. Это объясняется тем, что в работе недостаточно учитываются интересы и потребности старших подростков. Иногда охлаждение к общественной работе, вызывается перегрузкой обязательными школьными занятиями. Поэтому удовлетворение интересов общественной деятельности вступает в противоречия с возможностями его реализации.

Интересы подростков настолько широки и разнообразны, что их трудно охватить соответствующими формами воспитательной работы. Они нередко живут «своим» делом, неизвестным учителям и родителям. Исследования показывают, что 58% опрошенных подростков занимаются любимыми делами дома, 20%—во дворе, 26%—в домах пионеров, клубах, школьных кружках. Стремление к общению с товарищами, желание участвовать во всем происходящем превращается в жизненную необходимость. Сами подростки влиянию ученического коллектива на их воспитание придают большое значение. Так, 73% школьников подчеркивают роль ученического коллектива в формировании их личных качеств. Потребность подростка иметь хорошего товарища лучше всего удовлетворяется в коллективе.

Дружеские отношения восьмиклассников развиваются на различной основе, но всегда связаны с учебной деятельностью. У своих товарищей многие учащиеся отвечают добросовестное отношение к учению, готовность оказать помощь, желание вместе подготовить доклад или выполнить какое-либо другое задание учителя. Осуждаются те учащиеся, которые систематически мешают учителю, не выполняют домашние задания, не помогают товарищам. Однако различные успехи в учении не являются препятствием в дружбе. Это объясняется тем, что их дружеские отношения развиваются и в других сферах деятельности. В процессе общения с товарищами у старших подростков уточняются представления о себе. Они начинают к себе относиться более самокритично, объективнее видят свои сильные и слабые стороны, чаще начинают сверять свои оценки с оценкой товарищей, взрослых. Все это помогает самовоспитанию подростков, которое теперь занимает гораздо большее место. Размышление о себе у них становится внутренней побудительной силой самосовершенствования.

Самоутверждение подростков неизбежно приводит к конфликтам с окружающими. Если они и бывают, то порождаются неправильным подходом к подростку со стороны старших, излишней их категоричностью, игнорированием просьб подростков, их чрезмерной опекой. Подростки раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя. Их суждения в других характеризуются большей самостоятельностью, вдумчивостью, конкретностью и глубиной, чем о себе. Однако и здесь они часто ошибаются, обращая внимание на внешнюю сторону поступка, а не на цель и мотивы. Этим объясняется положительная оценка ими случаев ложной дружбы, лихачества, упрямства. Раньше всего более правильно начинают осознаваться ими качества связанные с учебной деятельностью — трудолюбие, усидчивость, внимательность и др. Затем осознаются качества, выражающие отношение к другим людям, — упрямство, чуткость, чувство товарищества и т. д. Позже — качества, выражающие отношение к собственной деятельности,— скромность, зазнайство, самокритичность. И, наконец, самые сложные качества — принципиальность, целеустремленность, чувство чести.