Вопрос 2. Меры по восстановлению платежеспособности должника и завершение внешнего управления

В законе предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

• перепрофилирование производства;

• закрытие нерентабельных производств;

• взыскание дебиторской задолженности;

• продажа части имущества должника;

• уступка прав требования должника;

• исполнение обязательств должника имущества должника или иными лицами;

• продажа предприятия должника;

• размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

• замещение активов должника;

• пересмотр договорных обязательств и сделок должника.

Внешний управляющий правомочен, также принимать любые другие меры, не вступающие в противоречие с законодательством.

Некоторые из перечисленных мер (перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности) не являются специфическими для процедуры внешнего управления и поэтому не регулируются в рамках правового института несостоятельности.

Уступка прав требования должника является формой ликвидации дебиторской задолженности. Закон подразумевает, что главным при ликвидации дебиторской задолженности является ее взыскание с дебиторов. В тех же случаях, когда такое взыскание затруднено, целесообразнее уступить право требования, то есть по существу продать задолженность. Задолженность продается на открытых торгах, если иное не предусмотрено планом внешнего управления.

Исполнение обязательств должника собственником имущества должника или иными лицами допускается лишь при условии одновременного удовлетворения требований всех кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. При этом финансовый донор должника, как правило, преследует одну цель: не допустить банкротства и процедуры конкурсного производства.

Признание недействительными отдельных сделок должника производится арбитражным судом по заявлениям внешнего управляющего. Основаниями для такого признания являются следующие обстоятельства:

• если сделка влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими;

• если в результате исполнения сделки кредиторам были или могут быть причинены убытки, а сделка совершена должником с «заинтересованным лицом»;

• если сделка связана с выплатой (выделением) доли (пая) в имуществе должника в связи с его выходом из состава участников должника.

Эти нормы закона направлены на поиск и возвращение предприятию-должнику тех активов, которые бывшее руководство пыталось скрыть, вывести за рамки предприятия, заключая заведомо невыгодные для него договоры.

Рассмотренные меры по восстановлению платежеспособности должника должны быть отражены в плане внешнего управления.

План внешнего управления должен быть разработан внешним управляющим в месячный срок с момента его назначения и представлен на утверждение собранию кредиторов. Помимо мер по восстановлению платежеспособности закон обязывает предусмотреть в плане срок восстановления платежеспособности. Если этот срок превышает установленный арбитражным судом срок внешнего управления, необходимо ходатайствовать перед судом о его продлении, который в соответствии с законом имеет право принять такое решение. Однако совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.

Процедура утверждения плана внешнего управления определена законом. Органом, утверждающим план, является собрание кредиторов, которое специально созывается не позднее чем через два месяца со дня утверждения внешнего управляющего.

Участниками такого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, а без права голоса — внешний управляющий, представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника.

По основному вопросу повестки дня собрание кредиторов может принять одно из следующих решений:

• утвердить план внешнего управления;

• отклонить план внешнего управления и обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

• отклонить план внешнего управления, отстранить внешнего управляющего и одновременно определить саморегулируемую организацию, из числа членов которой может быть утвержден внешний управляющий.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления и протокол собрания кредиторов представляются внешним управляющим в суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.

Завершение внешнего управления состоит из следующих этапов:

• Не позднее чем за 45 дней до окончания срока внешнего управления собранию кредиторов представляется отчет внешнего управляющего. Отчетность внешнего управляющего должна содержать баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, сведения об оставшихся дебиторах и удовлетворении требований кредиторов по реестру. Отчет завершается предложением о дальнейшем развитии процесса жизнедеятельности должника.

• Одновременно с представлением отчета внешний управляющий вносит на рассмотрение собрания кредиторов одно из следующих решений:

а) о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности;

б) о заключении мирового соглашения;

в) о продлении срока внешнего управления;

г) о прекращении внешнего управления, целесообразности признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

• Рассмотрение собранием кредиторов отчета внешнего управляющего. Участники такого собрания и порядок голосования те же, что и на собрании, созываемом для утверждения плана внешнего управления. Собрание кредиторов может принять решение из числа перечисленных выше или заключить мировое соглашение. В случае, если собрание не принимает никакого решения, суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.

• Утверждение отчета внешнего управляющего арбитражным судом. По ходатайству собрания кредиторов суд может установить срок (не более 6 месяцев) для расчета с кредиторами. Не утверждение отчета служит основанием признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.